AZN = 54.97 RUB
USD = 93.44 RUB
EUR = 99.58 RUB
Новости дня

A
Что скажет Строкань: Кто раскручивает спираль Карабаха (видео)

Итоги трехстороннего саммита лидеров России, Азербайджана и Армении и перспективы мирного процесса на Южном Кавказе оценивает политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»

Главное событие этой недели - состоявшаяся в сочинском пансионате «Русь» встреча лидеров России, Азербайджана и Армении не стала прорывом в урегулировании на Южном Кавказе.

Неужели опять осечка, неудача, разочарование?

Вовсе нет, не будем спешить с такими выводами.

Конечно, за столько лет изнурительного переговорного процесса, после стольких откатов назад и длинных пауз в диалоге на фоне постоянных обострений на границе все мы заждались какого-то одного решающего события, когда, словно по мановению волшебной палочки, разом все изменится. Словно провернется какая-то невидимая шестеренка на небе и воссияет солнце мира.

Однако не повернулась и на сей раз. Погода в этот день в Сочи была пасмурной. Принятое по итогам встречи заявление, под которым стоят подписи Владимира Путина, Ильхама Алиева и Никола Пашиняна, умещается на одной-единственной страничке с хвостиком. Оно не дает ответа на главный вопрос - когда будет подписан большой мирный договор между Баку и Ереваном и кто и что мешает сделать это до конца этого года.

Сам хозяин встречи Владимир Путин, который перед трехсторонней встречей по отдельности пообщался с глазу на глаз с президентом Азербайджана и премьером Армении, по окончании переговоров признался, что не все задуманное получилось.

Что же, надо не бояться прямо говорить обо всех узких местах. Переговоры по миру на Южном Кавказе, как подчеркнул сам Владимир Путин, это тяжелый процесс, здесь чудес не бывает. Движение происходит на малых скоростях, как медленно и осторожно едет машина по петляющему горному серпантину, чтобы вообще не сорваться в пропасть.

Несмотря на отсутствие моментов, которые могли бы стать прорывными, принятое в Сочи новое трехстороннее заявление содержит ряд положений, которые не стоит недооценивать.

Стороны подтвердили приверженность неукоснительному соблюдению всех предыдущих договоренностей, отметили ключевой вклад российского миротворческого контингента в обеспечение безопасности в зоне его развертывания, договорились воздерживаться от применения силы или угрозы ее применения. Кроме того, в новом заявлении черным по белому написано, что все стороны считают важными активную подготовку к заключению мирного договора, а также формирование позитивной атмосферы в отношениях Еревана и Баку.

Все это, конечно, было нужно и важно зафиксировать в Сочи, однако при этом, не могу этого не признать, во-многом это стало и повторением прежних ходов. И хотя повторение - мать учения, возникает сакраментальный вопрос - а дальше-то что?

Теперь для Баку важно, чтобы Москва и дальше проявляла свою способность продвигать мирную повестку в соответствие с положениями всех предыдущих трехсторонних заявлений. Как известно, Азербайджан выдвинул пять базовых принципов урегулирования, которые Армения, казалось бы, приняла, но дальше их общего, декларативного одобрения пока дело не идет.

При этом, нет продвижения по вопросам делимитации и демаркации границы, разблокированию коммуникаций и выводу армянских незаконных формирований из Карабаха. Все замерло, застыло. В этом смысле можно предположить, что у Баку большие ожидания от продолжения миссии Москвы.

Что же касается Еревана, то есть внимательно проанализировать все, что происходило в Сочи на этой неделе, то можно сделать вывод, что новая трехсторонняя встреча не остановила движение армянской стороны в сторону западного плана урегулирования.

Несмотря на то, что сам Никол Пашинян об этом открыто не говорит, «говорящие головы» его команды заявляют, что для Еревана более предпочтительным был бы переговорный формат Пашинян-Алиев-Шарль Мишель. Обращает на себя внимание, что уже 3 ноября в Брюсселе, а не в Москве, пройдет заседание комиссий по демаркации и делимитации границы. В общем, Запад демонстрирует все большую активность на Южном Кавказе.

Не секрет, что накануне встречи в Сочи было много разговоров о двух конкурирующих планах урегулирования - российском и западном. Этот вопрос был задан армянским экспертом Владимиру Путину и на Валдайском форуме.

Однако уже на этой неделе, общаясь в Владимиром Путиным, Никол Пашинян дал понять, что считает российский и западный планы дополняющими друг друга. «В ходе пражских переговоров я ориентировался на ваши в том числе заявления по Нагорному Карабаху!», - заявил в Сочи, обращаясь к российскому президенту, армянский премьер, вновь вспомнив тему статуса.

Газета «Коммерсант» в своем репортаже описывает это так. Цитирую: «С одной стороны, Никол Пашинян недвусмысленно давил на российского коллегу, и это было странно: если он хотел чего-то и правда достичь, ему не следовало ставить ультиматумы и диктовать то, что должна поддержать Россия. С другой стороны, Никол Пашинян все-таки запутался в своей речи. Сначала он сказал, что речь идет о проекте именно российского варианта документа, а потом стал утверждать, что у него нет подтверждений, что Россия поддерживает этот, то есть свой вариант».

Что же касается Ильхама Алиева, то в этой ситуации он счел необходимым расставить точки над I и, надо сказать, сделал это лаконично, но емко. «Азербайджан относительно недавно выдвинул пять основных принципов, на которых должны быть нормализованы отношения между Азербайджаном и Арменией. Это фундаментальные принципы международного права. Карабахский конфликт - это уже история. Он был решен два года назад. В этом контексте практически обсуждать нечего. А нормализация азербайджано-армянских отношений - это тот формат, который требует очень серьезных шагов, - напомнил азербайджанский лидер.

То есть он четко дал понять, что увязывать мирный договор с несуществующей для него проблемой статуса Карабаха, это разрушающий посыл.

Между тем, на этой трехсторонней встрече незримо или за кадром присутствовал еще один лидер - белорусский президент Александр Лукашенко. До саммита в Сочи именно ему пришлось объяснять Николу Пашиняну, почему ОДКБ не может прийти на помощь Еревану. «Вы потребовали от нас определиться с нашей позицией? Вы что, не знаете нашу позицию?!» - возмущенно восклицал Александр Лукашенко.

«Второй вопрос: дайте «дорожную карту» по восстановлению территориальной целостности Армении! Какую «дорожную карту?!» Я вам на это сразу отвечаю: сядьте с Ильхамом Алиевым, если надо, попросите президента России и примите решение! Не примете сегодня - будет же хуже. Ставить так вопрос: с одной стороны - ОДКБ, а с другой стороны -- Азербайджан - нельзя! Это неправильно!», - продолжал напутствовать Никола Пашиняна белорусский лидер.

А вот его главный посыл, сформулированный с его, чисто лукашенковской прямотой; «Сядьте вы вдвоем и договоритесь! И пусть Россия освятит этот договор! Но вы же не хотите! Какая-то, понимаете, здесь идет игра! Этой игры быть не может, потому что решается вопрос войны и мира!».

В общем, саммит в Сочи показал, что о подписании мирного договора пока думать еще рано. Тем более, что уже на днях оппозиция грозится снова вывести людей на улицы Еревана.

А это значит, что условия все более настойчивее будет диктовать улица. Дипломатия же отойдет в сторону. После чего ситуация будет развиваться по непредсказуемой спирали.