Помощник президента России Игорь Левитин, курирующий транспортное направление, накануне в Баку провел очередную встречу с президентом Азербайджана. Cогласно заявлению пресс-службы азербайджанского лидера, в центре внимания переговоров была реализация стратегического для Москвы проекта транспортного коридора «Север-Юг», увеличение объемов грузоперевозок, возможности использования соответствующей инфраструктуры на территории Азербайджана, перевозки по азербайджанской территории, превратившейся в современный транспортный хаб, вопросы, связанные с изучением возможностей использования в будущем Россией потенциала Зангезурского коридора.
Отметим, что Левитин в последние месяцы на довольно регулярной основе встречается в Баку с азербайджанским лидером для обсуждения российско-азербайджанского транспортного взаимодействия.
Тема транспортного коридора «Север-Юг» на этой неделе будет обсуждаться в рамках главного российского события этого месяца – традиционного Петербургского международного экономического форума. 15 июня на ПМЭФ пройдет панельная сессия «Развитие экономического сотрудничества в рамках международного транспортного коридора «Север – Юг»: автомобильный транспорт как важная часть мультимодальных перевозок». В ней среди прочих спикеров примут участие Игорь Левитин, а также президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Азербайджана (ABADA) Габиб Гасанов, министр транспорта России Виталий Савельев, генеральный директор «Российских железных дорог» Олег Белозеров, министр транспорта и городского развития Ирана Мехрдад Базрпаш.
На этом фоне сегодня президент Азербайджана Ильхам Алиев на пресс-конференции по итогам состоявшихся в Баку переговоров с турецким лидером Реджепом Тайипом Эрдоганом заявил, что каждый раз при встречах он и президент Турции обсуждают транспортную тематику. Обсудили ее лидеры и в ходе сегодняшних переговоров, в том числе разблокирование транспортно-экономических связей между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения – Зангезурский коридор.
Алиев вновь подчеркнул: «Открытие Зангезурского коридора неизбежно. Чем быстрее он откроется, тем лучше. Во всяком случае мы увеличим наши усилия в этом направлении. Открытие этого коридора создаст новые возможности для всех стран и положительно повлияет на деловое сотрудничество в регионе», - добавил Алиев.
Почему реализация проектов "Север-Юг" и Зангезурский коридор оказалась стратегическим направлением в российско-азербайджанских отношениях – «Москва-Баку» комментирует главный экономист Института фондового рынка и управления Михаил Беляев.
«Формирование новых транспортно-логистических цепочек в связи с буквально «взрывом» конфликта между Россией и Западом стало для Москвы одной из главных, жизненно-важных стратегических задач. Мир меняется, меняется геополитическая ситуация, вместе с ней меняется и геоэкономическая ситуация. И государства, такие как Россия, Азербайджан, ввиду таких изменений, реализуют проекты, которые имеют не только региональный, но глобальный характер, укрепляют взаимоотношения. И Москва, и Баку предвидели такой сценарий отхода от однополярного мира. Недаром в 2022 году Россия и Азербайджан подписали Декларацию о союзническом взаимодействии. Довольно давний проект «Север-Юг», в свое время начатый, но не запущенный полноценно, сейчас актуализировался. Российские официальные лица на регулярной основе продвигают тему важности транспортного коридора «Север-Юг».
В мае президенты России и Ирана в видеоформате приняли участие в церемонии подписания межправсоглашения о сотрудничестве по созданию участка МТК «Север-Юг» железной дороги Решт – Астара. Тогда российский лидер отметил, что взаимодействие в создании коридора ведется в тесном партнерстве с Азербайджаном и выразил надежду на скорое подписание в формате РФ-Иран-Азербайджан соглашения о сотрудничестве по развитию железнодорожной инфраструктуры и грузовых перевозок по маршруту «Север – Юг».
Сегодня Россия с точки зрения развития экономических отношений переориентируется с Запада на Восток. И это связано не только с тем, что Запад ведет жесткую политику в отношении РФ, вводит в отношении нее санкции, но и с тем, что, отталкиваясь от этой ситуации, Россия имеет возможность реализовывать свои национальные интересы на развивающемся рынке. Западный рынок фактически достиг высокой степени своего насыщения и не дает высоких темпов роста. А на восточном направлении как раз есть возможность для развития. Транспортный коридор «Север-Юг» соединит Россию со странами Персидского залива, с Южным Кавказом, с Индией.
Поэтому Южный Кавказ, Каспийский регион, а тем более Азербайджан, становится для России еще более стратегическим направлением. Потому что объективно сегодня Азербайджан – стремительно развивающийся транспортно-логистический хаб, государство, где пересекаются Восток и Запад, точка пересечения различных транспортных путей. Кроме того, после окончания Второй Карабахской войны Азербайджан объективно и безоговорочно повысил свой статус не только в регионе, но и на международной арене. Укрепились его отношения с Россией (подписана союзническая декларация), очень сильно укрепились его отношения с Турцией (также в 2021-м году подписана союзническая Шушинская декларация).
Сегодня Азербайджан начал сближаться с ЕАЭС как структурой. И делает он это потому, что пришло время. Баку накопил свой потенциал в качестве транспортно-логистического хаба и готов его еще шире реализовывать. Как и отметил президент Азербайджана Ильхам Алиев, впервые в мае участвуя в заседании Высшего Евразийского экономического совета в Кремле, что официальный Баку делает акцент на диверсификации своей экономики. Поэтому он заинтересован в более плотном взаимодействии с государствами ЕАЭС, с которыми у Азербайджана в двустороннем порядке сложились отношения хорошего, добрососедского конструктивного сотрудничества.
Кроме того, ведет Азербайджан уже последние несколько лет действительно сделал акцент на диверсификации своей экономики, и это очень мудрый подход. Он перестал быть просто углеводородной страной, зарабатывающей на этом деньги, он пошел дальше – началось развитие ненефтяной экономики по самым разным направлениям. То есть Азербайджан стал расширять свое развитие, а значит и взаимодействие с разными акторами в разных точках земли и стал расширять свое влияние на международные процессы. И при этом укреплять отношения с соседями. Такая многоплановая и очень умная политика. Расширение географии взаимодействия, расширения связей, своих возможностей открывает для государства новые горизонты. Азербайджан за последние годы вышел на новый уровень своего развития. И делится своими возможностями с другими, таким образом еще больше повышает свой статус регионального и международного актора.
Азербайджан сегодня интересен для самых разных сил, сил противоборствующих. Но Баку умеет виртуозно сохранять баланс, при этом реализуя свои национальные интересы. С Россией отношения сегодня строятся на основе взаимоуважения, нет отношений - младший брат/старший брат, это равноправные партнёры.
Поэтому же для России важно и разблокирование транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией и создание транспортных коммуникаций между ними. Поэтому помощник президента РФ Левитин и азербайджанский лидер Ильхам Алиев и обсуждали данную проблематику, поэтому, собственно, Москва сейчас на состоявшихся 25 мая в Кремле переговорах Путина, Алиева и Пашиняна и активизировала реализацию данного направления. По утверждениям российских официальных лиц, есть договоренности по реализации проекта железной дороги между западными районами Азербайджана через армянскую территорию в азербайджанскую Нахчыванскую Автономную Республику.
По сути транспортный коридор «Север-Юг» и транспортный путь, который будет проходить между Азербайджаном и Арменией и выйдет в перспективе на другие государства вокруг – станет единой транспортной картой, в котором будут задействованы примерно одни и те же игроки.
По большому счету в разблокировании на Южном Кавказе заинтересованы и Россия, и Азербайджан, и Армения. И Турция, о чем сегодня в Баку еще раз дал понять Реджеп Тайип Эрдоган.
Армения на протяжении многих десятилетий из-за карабахского конфликта находилась в состоянии блокады. При разблокировании транспортных путей в Закавказье она будет иметь прямой выход на Россию, на Турцию. Армении разблокирование позволит встать на путь более динамичного развития. Она получит доступ к необходимым ей рынкам, причем с двусторонним движением. Армения здесь много выигрывает.
Азербайджан в результате разблокирования транспортного сообщения с Арменией еще больше повысит свой статус в качестве транзитной территории для других государств – России, Турции, той же Армении.
Да, у Азербайджана и Армении есть разногласия в вопросе разблокирования. Но они имеют скорее технический характер и, уверен, что Россия, как страна, крайне заинтересованная в реализации проекта, будет стараться все спорные вопросы урегулировать. И сторонам, полагаю, все же придется идти на взаимные уступки.
Для экономистов очевидно: вокруг транспортной артерии всегда идет развитие. Если для государства затрудняется транспортировка, усложняется и социально-экономическое развитие, Реализация транспортных проектов подразумевает и появление рабочих мест, а значит заработки, и сопутствующую крупную индустрию, малое и среднее предпринимательства, которое развивается вокруг магистрали. Реализация транспортных путей дает экономическую жизнь.
Складывающаяся ситуация в регионе и в мире, актуальность вопроса для России, Азербайджана, Турции все более настойчиво требует конкретных решений по разблокированию. Для РФ это, помимо решения экономически важной задачи, еще и вопрос безопасности вблизи своих границ.