AZN = 60.75 RUB
USD = 103.27 RUB
EUR = 108.56 RUB
Новости дня

A
Реальная угроза. Армения приблизилась к опасной черте на границе с Азербайджаном. События недели (видео)

Это программа в Центре внимания, я ее автор и ведущий Андрей Шляпников. Смотрите в этом выпуске:

- У опасной черты. Ереван и Баку на грани нового военного конфликта

- Коварные планы. О чем Армения-ЕС-США кулуарно договорились в Брюсселе

- Реальная Армения. Пашинян ищет объяснение испорченным отношениям с Москвой.

Деградация мирных переговоров

Главный вопрос прошедшей недели, а что с мирным договором между Азербайджаном и Арменией? Точного ответа пока нет, так как произошедшие события рисуют довольно противоречивую картину. Главный признак деградации процесса мирного урегулирования - возобновившиеся обстрелы на условной границе. А ведь еще в феврале президент Азербайджана с удовлетворением заявлял, что после того, как Карабах вернулся домой, в армяно-азербайджанских отношениях наступило самое спокойное время за тридцатилетие вражды.

Ильхам Алиев: «Между Азербайджаном и Арменией уже существует де-факто мир, и уже несколько месяцев на границе двух стран царит мирная обстановка»

Однако за два месяца дипломатам так и не удалось согласовать мирный договор. На неделе Армения передала Азербайджану очередной, уже восьмой, пакет предложений по заключению мирного соглашения. Министр иностранных дел Армении Арарат Мирзоян делает довольно пессимистичные заявления.

Арарат Мирзоян: «По многим вопросам мы нашли общий язык. Но по двум важным пунктам сторонам не удается достичь согласия. Первый пункт - это взаимное признание территориальной целостности. Второй - открытие коммуникаций”

Баку ждет от Еревана решения по четырем неанклавным селам, которые исторически принадлежали Азербайджану и были захвачены Арменией во время Первой Карабахской войны. В марте Пашинян подтвердил, что его правительство готово начать делимитацию границы именно с этих сел в Тавушской области. Правда, доводы для жителей приграничных территорий премьер Армении привел угрожающие.

Пашинян: “Наша политика заключается в том, что мы не должны допустить войны, мы не должны допустить начала войны. И это также является причиной того, почему мы решили пойти на уточнение границы Республики Армения на этих участках и делаем это не только ради Республики Армения, но и конкретно ради села Воскепар, села Киранц, чтобы обеспечить безопасность этих сел"

Войны не случилось, но такие заявления Пашиняна очень не понравились оппозиции. 9 апреля парламент Армении провел экстренную закрытую встречу, чтобы обсудить процесс делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном. Экстренную встречу инициировали оппозиционные фракции «Армения» и «Честь имею». Депутаты этих партий настаивали на открытых дебатах, но правящая партия «Гражданский договор” перевела обсуждение в режим секретности. По итогам встречи вице-премьер Григорян признал «Окончательного решения начнется ли процесс делимитации границы с Азербайджаном с Тавушской области Армении нет». А спикер парламента Армении Ален Симонян не исключил, что Армения и вовсе откажется подписывать мирный договор.

Ален Симонян: "Никакая часть территории Армении не подлежит обсуждению, ведутся переговоры, встречаются рабочие группы, это ничего не значит. Не исключено, что в какой-то момент мы вообще откажемся что-либо подписывать, если не достигнем соглашения"

Премьер Армении Пашинян и вовсе делал противоречивые заявления. С одной стороны Ереван готов передать села Азербайджану, но якобы это не приведет к миру.

Никол Пашинян: “Делимитация в Тавушской области не гарантирует безопасность, но отказ от этого вопроса гарантирует продолжающийся рост угроз и нужно ликвидировать этот негативный фактор”

Российские эксперты считают, что Пашинян будет вынужден прислушиваться к общественному мнению, чтобы его позиции внутри страны оставались сильными.

Станислав Притчин: “Мы видим, что внутри Армении нарастают претензии со стороны других политических сил в отношении Пашиняна. Критика серьёзная на уровне общественности лидеров и общественного мнения и, конечно же, для Пашиняны, для которого в первую очередь основной целью его нахождения и его деятельности как премьер-министра заключается в том, чтобы как можно дольше находиться у власти, соответственно, он не может не реагировать на такие шаги и негативные реакции на его поездку в приграничные села, разговоры с местными жителями и дальнейшие шаги и оппозиции и общественности, на мой взгляд, несколько снижают вероятность того, что Армения в конечном итоге пойдет добровольно на шаги по возвращению этих сел”

Сейчас Баку и Ереван снова подошли к опасной черте. Еще немного и дипломатия зайдет в тупик и тогда спорные вопросы будут решаться силой оружия, что не раз происходило за историю армяно-азербайджанского конфликта.

Пашинян не раз говорил, что готов идти на уступки, чтобы не допустить войны, но пока эти заявления остаются пустым звуком.
Есть третья сторона, которая не заинтересована в мирном урегулировании на Южном Кавказе. Об этом поговорим во второй части нашей программы.

Когда гремит оружие, законы молчат

Новая напряженность на армяно-азербайджанской границе совпала с визитом премьер-министра Армении Никола Пашиняна в Брюссель, на встречу США-ЕС-Армения, в которой принимали участие госсекретарь США Энтони Блинкен и глава Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен. Публично стороны обсуждали экономическую помощь Армении, выделение европейских грандов и т.д, но за закрытыми дверями Пашиняну могли предложить сделку по гарантиям безопасности в обмен на дестабилизацию Южного Кавказа.

Российские эксперты считают, что Пашиняну могли предложить обострить ситуацию на границе, а если Азербайджан на эту уловку поведется, крайней сделать Россию.

Игорь Коротченко: “Цель Пашиняна – очень простая: спровоцировать новый вооруженный конфликт ограниченного масштаба. Спровоцировать Азербайджан на занятие ряда новых позиций, откуда последнее время армянская сторона ведет обстрел. Под эту ситуацию подразумевается, что в Ереване снова закричат: "ОДКБ нас не защищает". Хотя Армения сама традиционно провоцирует столкновения. А дальше – выпустить отчеты наблюдательной миссии ЕС о том, что Армения стала жертвой «агрессии», что вот, ОДКБ не защитило. Это даст возможность Еревану обратититься за помощью к Западу и обставить это так, что вот, есть поддержка общественного мнения, что в Армении должны быть развернуты западные военные базы вместо российских. Логика и тактика действий примерно такая”

Видимо официальные Москва и Баку придерживаются такой же версии. Это объясняет, почему Азербайджан проявляет завидную сдержанность в ответ на постоянные обстрелы своих позиций со стороны Армении. В российском МИДе уверены, что Запад пытается вернуть ситуацию на Южном Кавказе к худшим периодам истории региона.

Мария Захарова: "Россия проявляла себя как посредник в урегулировании региональных проблем с высокой степенью эффективности, в интересах мира и на пользу всем странам региона. Это не была игра конъюнктурная, не была игра за себя и в пользу собственных интересов. Это был настоящий вклад в будущее региона. И тут появился Запад. Который из чувства ревности и бесконечной озлобленности а также исходя из устремления внедриться в регион, где может установиться мир, нарушил эту тенденцию и начал заявлять о себе как о новом посреднике, но как мы уже неоднократно комментировали, функция, роль и очевидные конкретные действия свидетельствуют об обратном – там не о посредничестве идет речь, там речь идет во-первых о попытках дестабилизации ситуации, второе – возвращении ситуации к худшим периодам истории региона"

“Когда гремит оружие, законы молчат». Мария Захарова призвала в первую очередь Ереван помнить о трехсторонних договоренностях, которые никуда не делись и могут служить путеводной нитью к миру на Южном Кавказе.

Мария Захарова:“Все необходимые механизмы для установления устойчивого мира и процветания в регионе уже есть, и эти механизмы - комплекс трехсторонних договоренностей лидеров России, Азербайджана и Армении”

Ереван, правда, об этих договоренностях предпочитает забыть и, видимо, согласен вести переговоры только на западных площадках.
Как раз одна из целей брюссельской встречи была поставить крест на мирных договоренностях между Россией-Азербайджаном и Арменией.

В Ереване, получив некие гарантии безопасности от Запада, видимо, приняли решение отойти от переговорного трека, который, по мнению российских экспертов, остается безальтернативным.

Станислав Притчин: “Без делимитации, без открытия границ, без открытия транспортных коридоров в принципе стороны так и будут находиться в перманентном таком предпостконфлитном состоянии, когда в любой момент политическая конъюнктура, внешние игроки могут использовать накопившиеся нерешенные проблемы для эскалации, что мы сейчас и наблюдаем. И здесь, конечно же, западные площадки, ни одна из них не позволила продвинуться в переговорном процессе, и не позволило реально создать какую-то альтернативную или хотя бы даже использовать ту архитектуру урегулирования, которая российская сторона предлагала”

Получается, что с Москвой Ереван работать не хочет, а Европа ничем помочь не может. Азербайджан тоже не считает, что европейские площадки могут чем-то помочь, наоборот внешние игроки стали только мешать. Уинстон Черчилль как-то сказал „Когда у обеих сторон заканчиваются аргументы, начинают грохотать бомбы“. Ни Армении, ни Азербайджану новая война не нужна. И сейчас многое в руках Пашиняна. Западные политики умеют хорошо убеждать, но быстро забывают о своих обещаниях, когда запахнет жареным. Об этом не стоит забывать. Мир - сейчас лучшее решение для Еревана и Баку.

Трансформация ведёт к поглощению

Взаимоотношения Армении и России переживают не лучшие времена, недавно признал армянский премьер-министр Никол Пашинян. Он убежден, что Ереван не допустил никаких ошибок в отношениях с Москвой. При этом господин Пашинян фи и считает, что были «многочисленные случаи», когда Россия нарушала свои обязательства.

Никол Пашинян: “Межгосударственные отношения Армении и России переживают не лучшие времена, но их значение для нашей государственности, суверенитета, безопасности и экономики трудно переоценить. Мы действительно не сделали ни одного неверного шага в наших отношениях с Россией. Нет места, где наши коллеги могли бы обвинить нас в невыполнении своих обязательств”

Пашинян не просто так заговорил об отношениях с Россией. В Армении обостряется противостояние между теми, кто выступает за прозападный тренд правительства Пашиняна и теми, кто выступает против. Причем недовольные сменой курса есть и даже среди сторонников Пашиняна. Многие не понимают, зачем злить Россию от которой Армения кормится. В 2023 году армянская экономика выросла на 8,7 процента. И во многом благодаря развитию экономических отношений с Россией. Пашинян ищет оправдание и этот непростой период называет переходным «от отношений "историческая Армения-Россия" к отношениям "реальная Армения-Россия".

Никол Пашинян: “Иногда это настолько болезненно, насколько наша внутренняя трансформация от исторической Армении к реальной Армении. Но это происходит и надо сделать все, чтобы эта трансформация имела позитивные истории. И мы с Россией к такой работе готовы”

И здесь Пашинян всех запутал окончательно. Возможно под исторической Арменией он имел в виду зависимость от России во всех сферах в том числе и безопасности. А реальная Армения - это страна, которая решила развернуться на 180 градусов на Запад, оставив в прошлом союзнические отношения с Россией. И как здесь не вспомнить экс-советника по нацбезопасности США Джона Болтона, который еще в 2018 году заявлял, что Армения должна избавиться от "исторических стереотипов”. И вот спустя 6 лет Никол Пашинян заявил об этом открыто. Вот только российские эксперты считают, что историческая и реальная Армения это по сути одно и тоже.

Станислав Притчин: “Чем реальная Армения отличается от исторической? В Армении появились такие серьёзные партнёры, которые могут обеспечить ее безопасность, которые могут способствовать ее экономическому развитию, нет, конечно же, это по большей части демагогия. Просто Пашинян пытается объяснить той части общества, которая не согласна с сворачиванием отношений сотрудничества с Россией, почему это происходит. Ну, происходит это совершенно по другим причинам, но объяснение это достаточно неуклюжее”

Ереван предлагает Москве, скажем так, довольно странное предложение, - сохранить партнерские отношения, ведь без России экономика Армении сильно пострадает, а вот партнеров по безопасности Пашинян будет искать на Западе. Вряд ли в Кремле спокойно отнесутся к такому предложению. Видимо, настало время серьезного разговора и он теоретически может состояться уже в мае на саммите Евразийского экономического совета, который будет посвящен 10-летию структуры. Армения является действующим председателем в ЕАЭС. Так что главная интрига приедет ли Пашинян в Москву. Пока в Ереване окончательного решения не принято. 

А вот глава МИД Армении Арарат Мирзоян уже отказался от участия в заседании Совета министров иностранных дел СНГ, которое прошло 12 апреля в Минске. Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований Игорь Коротченко считает, что потеря Армении затрагивает геополитические интересы России.

Игорь Коротченко: “Результат, который на сегодня мы имеем (давайте называть вещи своими именами), - фактически потеря Армении. Ситуация очень серьезная. Она затрагивает наши геополитические интересы, затрагивает интересы нашей безопасности, безопасности наших торгово-экономических связей, затрагивает вопрос реализации стратегически важного для России коридора «Север-Юг»”

Коротченко уверен, что пора действовать, а не жить прошлыми союзническими отношениями. Западные силы используют Армению, чтобы ослабить Россию. И если Армения важна для России, то необходимо выстраивать системные подходы во взаимодействии с Арменией

Игорь Коротченко: “Можно возмущаться шагами Армении, негодовать, обличать. Толку от этого что. Нужны конкретные практические меры для того, чтобы противодействовать полномасштабному проникновению Запада в Армению. Но, к сожалению, по тому, что мы наблюдаем, у Запада получается все лучше, чем у тех, кто противостоит Армении. За исключением, возможно, Азербайджана, который сумел восстановить свою территориальную целостность и сейчас находится в довольно выигрышной позиции”

Противостоять внешним игрокам, которые хотят зайти в регион и диктовать свои условия можно и благодаря коллективным действиям в том числе и в рамках СНГ. На неделе в Минске состоялся Совет министров иностранных дел стран СНГ. С 1 января текущего года председательство в СНГ перешло к России. Это повод поднять актуальные вопросы в том числе и по противодействию внешним силам. Министр Иностранных дел Сергей Лавров по итогам совета заявил, что многим странам СНГ не нравится агрессивная политика США и их сателлитов.

Сергей Лавров: «США и их сателлиты пытаются вторгаться во все регионы нашего общего пространства, стремятся подорвать договоренности о стабилизации ситуации на Кавказе, в частности на Южном Кавказе. Они не хотят позволить реализацию договоренностей между Арменией и Азербайджаном, которые были достигнуты при содействии России. Они активнейшим образом пытаются внедряться в Центральную Азию. Создают различные форматы, нацеленные против Российской Федерации. Ими публично заявляется о необходимости добиться обеспечения реального суверенитета стран на постсоветском пространстве и чтобы они «вышли из тени Российской Федерации». Такая линия проводится в отношении Молдовы и во многих других точках. Под большим давлением находятся наши союзники и стратегические партнеры, которые сохраняют приверженность всем базовым принципам, на которых зиждется сотрудничество в рамках СНГ, ОДКБ, ЕАЭС и ШОС. Уверен, что в стратегическом плане линия Запада обречена на провал. Они могут путем шантажа, ультиматумов и угроз выбивать какие-то действия, которые не помогают развивать сотрудничество в рамках СНГ. Но это разовые ситуации, не предопределяющие общего движения в сторону избавления от западного диктата. Это процесс исторический. Он касается не только нашего пространства, но и глобальной обстановки в целом»

Армения походе попала под западные чары. Министр иностранных дел Армении проигнорировал заседание, прислав вместо себя заместителя. Тем самым, Армения дала понять, что будет игнорировать не только мероприятия ОДКБ, но и мероприятия под эгидой СНГ. На Западе, по мнению многих экспертов, Армению утвердили в роли Троянского коня для дестабилизации региона.

При таком раскладе союзнические отношения Москвы и Баку становятся главной преградой для проникновения Запада на Южный Кавказ через Армению. Азербайджан и Россия едины во мнении, что все проблемы и недопонимания между странами должны решаться без участия внерегиональных игроков.

Такие события оказались в центре нашего внимания на этой неделе.