AZN = 33.04 RUB
USD = 56.17 RUB
EUR = 58.8 RUB
Новости дня

A
Переговоры Алиева и Пашиняна в Брюсселе. Никаких реальных шансов у Европейского Союза глобально повлиять на ситуацию нет. Мнение экспертов

/upload/iblock/fb0/fb096e3e06f270c297a2b75f57340226.jpg

Глава Евросовета Шарль Мишель накануне провел в столице ЕС Брюсселе третью очную встречу при своем непосредственном участии президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Предыдущие переговоры состоялись полтора месяца назад – 6 апреля, а до нее – 14 декабря.

Поскольку ни одна из сторон перед прошедшей накануне встречей не анонсировала ее повестку, по всей видимости, на ней происходила сверка часов в реализации договоренностей от 6 апреля. Напомним, что по итогам тех переговоров Алиев и Пашинян поручили главам МИД своих стран подготовить проект мирного соглашения, а также условились до конца апреля созвать совместную пограничную комиссию по делимитации. Однако комиссия в запланированные сроки так и не была созвана. Официальный Ереван пояснил это необходимостью уточнений. При этом на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев на пресс-конференции в Баку по итогам переговоров с литовским коллегой заявил, что, несмотря на готовность азербайджанской стороны к встрече по этому вопросу, Ереван дважды сорвал сроки проведения комиссии по делимитации. На прошлой неделе официальный Баку и официальный Ереван подтвердили формирование национальных комиссий по вопросу делимитации границы.

Сегодня ночью после трехсторонних переговоров глава Евросовета Шарль Мишель заявил об очередном «прогрессе». Правда если сравнивать с теми договоренностями, которые были достигнуты сторонами на предыдущей встрече, как отмечают российские эксперты, не совсем ясно, в чем именно заключается прогресс. А достигнуто, по заявлению Мишеля, было следующее: первое - заседание пограничных комиссий Азербайджана и Армении по вопросам границы состоится в ближайшие дни на межгосударственной границе. Нельзя не напомнить, что вопрос важности формирования рабочей группы по делимитации был зафиксирован еще 6 месяцев назад в трехстороннем заявлении президентов России, Азербайджана и Армении по итогам трехсторонних переговоров в Сочи.

Второй пункт брюссельских договоренностей, зафиксированный Мишелем: «лидеры пришли к договоренности о необходимости продолжения работы, направленной на открытие транспортных сообщений». Новым здесь действительно, можно назвать договоренность «о транзитах между западной частью Азербайджана и Нахчываном и через территорию Азербайджана между различными частями Армении, а также принципах, которые будут регулировать международные транспортные перевозки посредством коммуникационной инфраструктуры обеих стран». «Они, в частности, пришли к договоренности о принципах пограничного управления в контексте международных перевозок, безопасности, а также таможенных пошлинах и правилах, и в ближайшие дни заместители премьер-министров продолжат эту работу», - заявил Мишель.

Третий пункт в формулировке главы Евросовета – «лидеры пришли к договоренности продолжить обсуждения относительно будущего мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. В ближайшие недели делегации, возглавляемые министрами иностранных дел, продолжат данный процесс».

При этом формулировки по «статусу Карабаха» в заявлении Мишеля не было, но глава Евросовета все же решил выступить в этой связи от своего имени: «Я, обращаясь к обоим лидерам, подчеркнул, что, на мой взгляд, важно решение вопроса прав и безопасности этнического армянского населения Карабаха», - заявил Мишель.

При этом в своем заявлении Мишель зафиксировал, что «Европейский Союз вместе со сторонами будет развивать работу Экономической консультативной группы, старающейся продвигать экономическое развитие на благо обеих стран и их народов». Данное предложение было озвучено Мишелем и ранее. По-видимому, теперь оно будет претворено в жизнь.

Вместе с тем, сегодня, после брюссельской встречи, прошли отдельные телефонные переговоры главы МИД России Сергея Лаврова со своими азербайджанским и армянским коллегами.

В сообщении пресс-службы азербайджанского внешнеполитического ведомства говорится, что главы МИД Азербайджана и России «обменялись мнениями по текущей ситуации в регионе, вопросам, связанным с выполнением трехсторонних заявлений, в том числе по открытию всех коммуникационных линий в регионе, делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией».

Сегодня же президент Ильхам Алиев утвердил состав Госкомиссии по демаркации границы с Арменией.

Можно ли говорить о «прорывах» на третьей брюссельской встрече президента Азербайджана и премьера Армении при посредничестве главы Евросовета - итоги переговоров анализируют российские эксперты.

82918135-680591.jpgДиректор Института политических исследований Сергей Марков:

- Ни о каких прорывах, конечно, говорить не приходится. По сути это все вопросы, которые обсуждаются очень давно. Может быть какие-то легкие движения есть, но на этом все. Никого глобального сдвига нет. Вопрос старта работы совместной комиссии по делимитации и демаркации обсуждался еще в прошлом месяце и в прошлом месяце должен был быть результат, но армянская сторона, как заявили в Баку, дважды сорвала встречи. Как мы знаем, вопрос начала процесса делимитации был обозначен еще в ноябре прошлого года по итогам трехсторонней встречи в Сочи Путина, Алиева и Пашиняна. Кстати, на прошлой неделе в российском МИД заявили о формировании со своей стороны комиссии по делимитации для посредничества между Баку и Ереваном.

Факт налицо один – Евросоюз продолжает создавать впечатление, что он - главный на сегодня посредник по урегулированию, но у него не слишком-то получается. Главная задача ЕС – продолжить миссию по выталкиванию России с позиций главного переговорщика, миротворца в разрешении карабахского конфликта. Поэтому Евросоюз пытается активничать на регулярной основе, показывая «результаты».

Когда Мишель говорит о прогрессе, он просто говорит неправду.

Евросоюз сегодня пытается маневрировать, на время спрятать проармянские настроения Франции, которая сегодня является одним из лидеров ЕС по ведению внешней политики, и представлять себя в качестве нейтрального посредника, который хочет добиться урегулирования между Азербайджаном и Арменией. Но в решающий момент эти проармянские настроения выйдут наружу. Азербайджан прекрасно это понимает и будет весьма осторожен. Он выражает максимум уважения Евросоюзу, но прямо позволить ему играть значимую роль не позволит. ЕС будет пытаться найти такую комбинацию, при которой он бы остался в армяно-азербайджанском процессе навсегда.

Россия реально заинтересована в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, потому что в РФ крупнейшие азербайджанская и армянская общины. Москва заинтересована в спокойствии у своих границ, мире, сотрудничестве, развитии на Южном Кавказе. Москва хотела бы, чтобы в будущем к Евразийскому экономическому союзу присоединились новые страны. А цель ЕС – только насолить России. У РФ и ЕС абсолютно разные мотивации.

Многие задаются вопросом, почему последняя трехсторонняя встреча при посредничестве Владимира Путина прошла в ноябре прошлого года. Россия работает на армяно-азербайджанском направлении, но сегодня все внимание Москвы приковано к Украине. И то, что после таких трехсторонних встреч глава МИД России созванивается со своими азербайджанским и армянским коллегами говорит о том, что Москва держит руку на пульсе.

Заявление Шарля Мишеля по итогам трехсторонней встречи – на мой взгляд в очередной раз показывает, что именно Азербайджан в этих переговорах выступает с сильных позиций. Мы это видели и ранее. То есть никаких провокационных формулировок, которые могли бы не понравиться официальному Баку. Напомню, премьера Израиля Ариэля Шарона сравнивали с «бульдозером», хотел бы и здесь сделать такое сравнение – президент Азербайджана – это бульдозер. Он поставил цель и он ее добьется, он мирно спокойно продвигается вперед и ни у кого нет никаких сомнений в том, что весь Карабах в конечном итоге вернется под полный легитимный суверенитет Азербайджана. Это точно будет. Для этого есть мощные дипломатические ресурсы, мощная армия. Азербайджан, если надо, готов провести и Третью Карабахскую войну и полностью вернуть под свой контроль всю оставшуюся территорию, но пока предпочитает делать это не военным путем, а путем дипломатического давления.

Даже в формулировке пресс-службы Пашиняна по итогам трехсторонних переговоров нет формулировок по армянам Карабаха или «статусу». Конечно, на этом настоял Ильхам Алиев. А то, что Шарль Мишель взял на себя заявление о «правах и безопасности этнических армян Карабаха» - тоже формулировка мягкая. Поднять этот вопрос, несомненно, попросил Никол Пашинян. Они скорее всего действовали более-менее слаженно.

В целом своим заявлением, думаю, Евросоюз признает – Карабах является частью Азербайджана. При этом намекает также на особый статус карабахских армян. Армения пытается добиться того, чтобы Карабах получил высочайший уровень автономного статуса. Чтобы эта территория даже в составе Азербайджана обладала чуть ли не независимостью. Но этого никогда не будет, Азербайджан на это никогда не пойдет. Поскольку именно сепаратистские тенденции в свое время привели к трагедии – нагорно-карабахскому конфликту. Азербайджан так рисковать не будет. И Ереван завязывает переговоры о мирном соглашении с Азербайджаном на статусе армянской общины Карабаха. Пусть в заявлении пресс-службы Пашиняна это не зафиксировано, но на регулярной основе Ереван поднимает этот вопрос в узкой или более широкой интерпретации.

В любом случае, мы пока не видим глобальных результатов в переговорах между Азербайджаном и Арменией при посредничестве ЕС. И если Армения по факту говоря одно, а на практике делая другое, не пойдет на азербайджанские условия по статусу Карабаха, Азербайджан с высокой вероятностью может просто не продлить договоренности с Арменией. В результате российские миротворцы уйдут из региона, а азербайджанская армия вернет себе подконтрольные на данный момент армянским сепаратистам территории.

0b1c23b145e7112cda198ebdbebb0ebf.jpgЭксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко:

- Отсутствие прорывов на переговорах в Брюсселе, а также сам факт продолжение курирования Евросоюзом таких переговоров свидетельствует о том, что Пашинян снова выбрал тактику затягивания реализации договоренностей. Что мы видим, каждый раз ЕС по итогам трехсторонних переговоров фиксирует по сути одни и те же вопросы. Ну есть какие-то относительные подвижки. Но в глобальном смысле их нет.

Пашинян чувствует за собой поддержку Европейского Союза и, в частности, Франции. Они его традиционно кормят несбыточными обещаниями, подпитывают надежду на какой-то реванш или политически выгодное ему урегулирование.

Как только Европейский Союз в лице Франции перестанет поддерживать Армению, Пашинян сразу же станет более компромиссным.

Алиев на прошлой неделе как раз сказал, что Ереван дважды сорвал договоренности по проведению первого заседания комиссии по делимитации. И это не удивительно. Армяне сейчас почувствовали новую геополитическую ситуацию. Они считают, что Россия на Украине слишком крепко занята, что Европейскому Союзу против России нужен новый форпост на Кавказе. В Ереване считают, что в новых международных условиях время работает на них, что он станет очень ценным партнером Запада. И надеются, что если они будут ЕС и НАТО просить о поддержке, они им его окажут. Поэтому стараются топить любые переговоры с Азербайджаном.

При этом на Западе хотят пользоваться Арменией, традиционно максимально оторвать ее от России – это сверхзадача. Показать, что Европейский Союз и, в частности, Франция - для Армении лучшие партнеры, чем Россия. Поддержать на этом фоне более прозападный элемент армянских элит и таким окончательно рассорить Москву и Ереван. Но реально помогать Армении военным путем Запад не собирается.

Глава Евросовета заявляет о прогрессе на переговорах. Эти переговоры, на самом деле, показали, что никаких реальных шансов у Европейского Союза повлиять на ситуацию нет. Они надеялись на то, что у них сейчас будут все шансы без России, что они сейчас уладят всё сами – даже лучше, чем это сделала Москва осенью 2020 года. Но вот не получается у них это сделать. И это ответ тем, кто считает, что Россия не дорабатывает на этом направлении, пока ЕС активничает, посредничает. Мы видим простой факт – без России ничего не получится.

Формулировки принятого в Брюсселе очередного заявления снова говорят, что Баку выступает с сильных позиций. В заявлении мы не видим формулировки «статус Карабаха», как не видели ее и в предыдущих заявлениях. Ее нет даже в заявлении пресс-службы правительства Армении, распространенном по итогам переговоров. В нем содержится формулировка «нагорно-карабахское урегулирование». И никакого «статуса Карабаха» и даже «прав и безопасности карабахских армян». Алиев пресекает провокационные формулировки, подчеркивая тем самым, что для Азербайджана это неприемлемо.

А вот Мишель в своем итоговом заявлении от своего имени, а не от имени Алиева и Пашиняна, аккуратно подчеркивает важность «прав и безопасности этнического населения Карабаха».

Думаю, пока Азербайджан настроен на мирный диалог, если Армения будет до бесконечности затягивать выполнение договоренностей, юлить, то рано или поздно может повториться ситуация 2020 года. К сожалению, Армения так и не извлекла уроков из Второй Карабахской войны. Там всё еще надеются, что кто-то из Вашингтона или Парижа позвонит в Баку и надавит. Но они не поняли, что мир изменился и что ни Баку, ни Анкара не собираются отступать и никто из западных столиц такие вещи говорить им не собирается.