AZN = 33.04 RUB
USD = 56.17 RUB
EUR = 58.8 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Армения пытается устроить ревизию трехсторонних договоренностей по Карабаху

/upload/iblock/106/1063094ce395dd31d4d3d3c55d64ed7d.png

Армения пытается устроить ревизию трехсторонних договоренностей Москвы, Баку и Еревана по армяно-азербайджанскому урегулированию. Так на 6 пунктов, предложенных армянской стороной Азербайджану для мирного договора, в интервью «Москва-Баку» отреагировал политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

Без названия (26).png- Игорь Юрьевич, как воспринимаете 6 пунктов, предложенных Ереваном Баку, которые, по мнению армянской стороны, должны лечь в основу мирного соглашения между Арменией и Азербайджаном?

- Думаю, это со стороны Армении мягкая попытка ревизии всех ранее достигнутых трехсторонних договоренностей с Россией и Азербайджаном, попытка уклониться от четкого выполнения обязательств, которые были взяты на себя официальным Ереваном как заявлением лидеров трех стран от 9 ноября 2020 года, так и последующими заявлениями, конкретизирующими, дополняющими и расширяющими данный документ. Надо сказать, что в предложенных Ереваном пунктах имеет место подтасовка фактов – что значит, Армения никогда не имела территориальных претензий к Азербайджану. Во-первых, Армения оккупировала 20 процентов азербайджанских территорий и на протяжении практически 30 лет удерживала их. Итоги Второй Карабахской войны заставили агрессора покинуть эти земли.

Армения, хотя и неофициально, все эти годы признавала сепаратистское образование, созданное на азербайджанских территориях, в качестве самостоятельного субъекта. И вся практическая политика Армении об этом свидетельствовала. После всего этого формулировкой ряда пунктов по мирному соглашению Армения пытается изобразить из себя мирную овечку, хотя на самом деле все эти годы на карабахском направлении армянская сторона проводила политику хищника.

То же касается упоминания Хельсинкского заключительного акта, обращаться к которому Армения любит в связи с содержащимся в этом документе пунктами о «самоопределении народов», а в последнее время и - «неприменение силы», хотя сама Армения пункты этого документа и нарушила. Как и Устав ООН.

Еще один предложенный пункт – о ведении переговоров при посредничестве Минской группы ОБСЕ. Но де-юре никакой группы больше не существует. Они почитала в бозе. Попытка Армении вновь вернуться к этому формату – это стремление снова же втянуть Францию, США в процесс для того, чтобы реанимировать вопрос о пресловутом «статусе» сепаратистов в Карабахе.

Ну и, наконец, заявление о том, что армянскую сторону волнует вопрос безопасности армянского населения, проживающего в Карабахском регионе Азербайджана. Но им переживать нечего. Азербайджан обеспечит армян в Карабахе всеми равными с другими гражданами страны правам, обеспечит их безопасность после того, как территория полностью вернется под контроль Баку.

То есть по многим предложенных Ереваном пунктам мы видим лукавую попытку армянской стороны снова провести ползучую ревизию и, как говорится, «хоть тушкой, хоть чучелом» попытаться впарить в международную повестку переговоров вопрос о «статусе» сепаратистов.

Здесь много чего до кучи добавили, не более чем. Чтобы придать какое-то обоснование, солидность своей позиции.

- Баку, насколько понимаю, эти пункты не особо устраивают. Кроме того, некоторое время назад и в МИД России уточняли, что пока в основе обсуждений мирного соглашения лежат 5 бакинских пунктов….

- Баку многие из этих пунктов не устраивают в силу тех причин, которые я вам и перечислил. Под видом мирного договора Ереван хочет запустить переговоры о статусе сепаратистов.

- Какие есть варианты выхода из ситуации?

- Думаю, впереди нас ждут провокации со стороны Армении. А пока оппозиция пытается подпиливать ножки «трона» Пашиняна, чтобы его свалить и дальше дезавуировать принятые на себя обязательства Еревана по нормализации армяно-азербайджанских отношений. Сейчас мы видим активную деятельность, очень резкую активизацию армянских лоббистов в России, которые в новых геополитических реалиях предлагают пересмотреть прежние подходы Москвы к вопросам мира и стабильности на Южном Кавказе. Армянские лоббисты в ситуации, когда международная военно-политическая ситуация ухудшается, наблюдается турбулентность, пытаются ловить рыбку в мутной воде.

- То есть заявление Пашиняна о том, что он готов к миру, на данном этапе – это только слова?

- Пашинян-то может готов, но это из серии «Съест-то он съест, да кто ему даст». Во-первых, на самом деле объективно премьер Армении до конца быть не может, во-вторых, он готов настолько, насколько это не ухудшит его политическую позицию. Если бы у него была возможность соскочить – затянуть или заболтать свои обязательства, он бы с удовольствием это сделал. Ситуация сейчас находится в динамике и она достаточно непредсказуема, конфликтна и опасна.

- Ну вот, допустим, при этом Баку и Ереваном говорится о том, что будет встреча по делимитации, но как-то вот ждем и ждем… А встречи все нет.

- Движения вперед и не будет происходить, пока ревизионистски настроенные армянские элиты будут блокировать процесс в ожидании, в какую сторону повернется международная военно-политическая ситуация и надо ли в конечном итоге кровь из носу выполнять трехсторонние договоренности по армяно-азербайджанскому урегулированию или появится какая-то возможность отказаться от них. Реваншисты хотят воспользоваться новой реальностью и, как минимум, осуществить ревизию договоренностей.

- То есть механизма подталкивания Армении к выполнению договоренностей в текущей международной ситуации нет?

- Юридического, политического - нет. Хотя буквально вчера замглавы МИД России Андрей Руденко сказал, что при необходимости РФ готова содействовать проведению трехстороннего саммита на высшем уровне с участием лидеров Азербайджана и Армении.

Но таких саммитов можно проводить сколь угодно много, но результат мы видим – Армения не идет на конструктивную модель поведения, оппозиция выступает против Пашиняна, Пашинян осторожничает и пытается снять с себя обязательства в практическом плане их выполнения. Это то, что называется нестабильностью, турбулентностью.

- А кто стоит за оппозицией?

- За оппозицией стоит то самое мировое армянское лобби и, в частности, армянское лобби в России. Я уже говорил, что армянское лобби – это самостоятельный субъект, обладающий мощными финансовыми рычагами влияния, которыми они и пользуются.

- И сейчас эта оппозиция пытается действовать все более жестко – блокирует дороги, здания министерств… Сегодня уже – метро… Но и правоохранители жестко пресекают все эти действия.

- Если руководитель страны озабочен соблюдением Конституции, все необходимые рычаги воздействия на ситуацию у него имеются. Никол Пашинян - легитимный премьер, имеющий большинство в парламенте. Если, простите меня, он с яйцами, то власть он удержит, если нет – то нет. Пока все предшествующие колоссальные форс-мажорные обстоятельства, которые происходили вокруг Пашиняна после окончания Второй Карабахской войны, не выкинули его из кресла премьер-министра, наверное, я думаю, и в этот раз должен удержаться.

В любом случае, позиция России четко определена – Москва заинтересована в мирном договоре между Азербайджаном и Арменией, разблокировании транспортных коммуникаций, запуске Зангезурского транспортного коридора, практической реализации делимитации и демаркации границы и заключении мирного договора. Позиция России неизменна. Но сейчас важно понимать, что основные ее политические, дипломатические усилия сосредоточены на Украине и противодействии масштабному западному давлению. При всем при этом Россия и сейчас прилагает активные усилия по армяно-азербайджанскому направлению. На днях в Москве на «полях» саммита ОДКБ прошла встреча Путина и Пашиняна, в Душанбе была трехсторонняя встреча глав МИД России, Азербайджана и Армении и т.д.