AZN = 47.28 RUB
USD = 80.38 RUB
EUR = 94.15 RUB
Новости дня

A
«Москва-Баку» в гостях у русских молокан Хильмилли (фото)

«Москва-Баку» в гостях у русских молокан Хильмилли (фото)

Самира Кязимова, Рухин Керимов    Москва-Баку
26.04.2022 17:00

Село Хильмилли, где на протяжении более двух веков проживают молокане, сумевшие сохранить своеобразные традиции и уклад жизни, расположено в Гобустанском районе Азербайджана, в двух часах езды от Баку. Оно находится в зеленой долине, со всех сторон окруженной скалистыми горами. Когда-то в этой деревне жило около 5 тысяч молокан. Сегодня в Хильмилли их осталось только 27 человек. Корреспондент «Москва-Баку» побывала в Хильмилли, познакомилась с ее гостеприимными жителями и узнала, как они живут в Азербайджане.

Молокане, несколько веков назад, были высланы из России за нежелание принимать российскую церковную реформу. В XVIII веке старообрядцы были сосланы в Астрахань, а в первой половине XIX века – на Кавказ, что было частью царской политики русификации завоеванных территорий. Первые молокане появились в Хильмилли в 1840 году. В Азербайджане у них изначально сложились добрые отношения с местным населением, так как молоканская вера во многом совпадает с исламом: свинину есть нельзя, употреблять спиртное тоже. Согласно историческим записям участкового пристава Русского Географического Общества Федора Деминского, селение Хильмилли получило своё название от первоначального надельного участка земли, под названием Хильмилли, расположенного в 5 верстах от поселения.

В советский период в Хильмилли действовал колхоз имени Ленина, в котором исправно трудились практически все жители села. После распада СССР колхоз пришел в упадок, и большая часть молодых молокан разъехалась по соседним городам и странам. Некоторые переселились в Баку, как говорят местные старожилы, «за хорошей и сытной жизнью».

Сегодня в селе Хильмилли проживает 27 молокан. Самому пожилому – 90 лет, самому молодому – 30. Как говорит в беседе с корреспондентом «Москва-Баку» глава молоканского собрания, пресвитер Федор Федорович Рахманин, если ему посчастливится прожить еще десять лет, здесь, в родном селении он отметит свой 100-летний юбилей.

«Я родился в Хильмилли. Здесь похоронены мои прадеды. Это моя родина, - говорит Федор Федорович.- Конечно, нас, молокан, в селе осталось мало, но мы стараемся чтить свои традиции и обычаи. Каждое воскресение собираемся в молельном доме, читаем молитвы, поем псалмы. Для нас это очень важно. С азербайджанскими соседями дружим. Поддерживаем друг друга и уважаем. А иначе и быть не может».

Мы беседуем в молельном доме молокан. Чисто выбеленные стены, низенький потолок, вышиванки в углах просторной комнаты, деревянные лавочки вдоль стен. Федор Рахманин рассказывает, что желания уехать из Хильмилли никогда не возникало. «У меня две дочери, у которых своя жизнь в другом городе. Они часто навещают меня и зовут к себе. Но я отсюда ни ногой…Мне здесь хорошо живется. Сам себе хозяин», - улыбается пресвитер. Его утро начинается с молитвы. Затем он приступает к ежедневным, как он говорит, обязанностям: кормит курей и собаку. «Раньше, когда был помоложе и активнее, на мне было большое хозяйство. Теперь больше отдыхаю. Здоровье не позволяет брать на себя тяжелую работу», - объясняет Рахманин.

К нашей беседе присоединяется местная жительница Екатерина Цаплина. Недавно ей исполнился 71 год и всю свою жизнь Екатерина Николаевна прожила в Хильмилли. «Как мы тут живем? Хорошо живем. Хлеб есть, слава Богу, чай пьем, - смеется молоканка. – Мне скучать не приходится. С утра занята домашним хозяйством. Кормлю живность, убираюсь, стираю. Работы хватает! Иногда так умотаюсь, что вечером еле до хаты дохожу». Из большой семьи Цаплиных осталась только Екатерина Николаевна, ее брат и его дети, которые давно перебрались в город. «Иногда навещают родину, приезжают погостить ко мне. А я, вот, продолжаю жить в селе и мне нравится такая жизнь. Спокойная и размеренная, без городской суеты», - говорит Екатерина Николаевна.

Молоканское пение, как и знаменитое молоканское чаепитие - обязательный атрибут богослужения у молокан. Молокане совсем не используют музыкальных инструментов, а само пение представляет собой уникальный слоговой вокал, при котором поются не отдельные слова, а слоги. Поэтому неподготовленному и непосвященному человеку не сразу становятся понятными суть песен. Распеваемые по слогам тексты изобилуют дополнительными гласными, придающие специфичную напевность. Наши новые знакомые исполняют один из псалмов, в котором славят Господа.

Затем Екатерина Цаплина приглашает нас к себе в дом. Чистые, уютные комнатки украшенные старыми фотографиями родных и близких. Накрахмаленная скатерть на столе, по углам – белоснежные вышиванки. А в центре дома – неизменная русская печь.

«Молоканки любят вышивать, - объясняет Екатерина Николаевна.- Раньше в приданное будущей невесты обязательно входили скатерти и салфетки, которые она вручную вышивала». Молокане всегда отличались своим трудолюбием, усердием и смирением. «Мы во всем уповаем на Бога. Верим, чтобы не случилось, он поможет и поддержит», - говорит женщина.

В самом центре села Хмльмилли возвышается памятный мемориал, посвященный погибшим в Великой Отечественной войне воинам-молоканам. На плитах значатся имена около четырехсот жителей Хильмилли, которые более 70 лет назад ценой своей жизни приблизили победу над фашизмом. В этом году, 9 мая, в Хильмилли пройдет традиционная международная акция «Бессмертный полк», в которой примут участие все жители села – молокане и азербайджанцы.