Российский историко-драматический сериал «Константинополь» о судьбах русских эмигрантов в 1920-х годах вышел на онлайн-платформах. Съемки фильма частично проходили в Баку, улички которого стали на время съемок турецким Стамбулом. Одну из главных ролей в фильме сыграл актер театра и кино Кирилл Кяро. В интервью порталу «Москва-Баку» актер рассказал, какой вызов ему пришлось принять, чтобы сыграть своего героя в этом фильме. Рассказал, как и где проходили съемки сериала, и почему его герой не попал в бакинский Стамбул. Также Кирилл поделился своими впечатлениями от необычного путешествия, которое он совершил в этом году и планами посетить Баку.
- Кирилл, с кого писали образ вашего героя? Это был реальный человек того времени?
- Мой герой - ученый микробиолог - образ собирательный. Во всяком случае, ни про какого-то реального прототипа мне не рассказывали. Хотя конец 19-го и начало 20-го - это мощный скачок в развитии иммунологии - от Гамалеи до Мечникова, Тарасевича, Ивановского. В это время из-за двух войн, потока беженцев и рассвета антисанитарии развивалось очень много инфекций. И ученым микробиологам ничего не оставалось, как встать на борьбу с эпидемиями. Мой герой - человек не от мира быта, а от мира науки. Человек с высоким образованием и нравственными принципами. Идеалист почти во всём и от этого совершенно не приспособленный к бытовой жизни, к законам выживания. За что потом и поплатился. Играть такого человека непросто, так как при всей его образованности и начитанности у него практически отсутствует житейская, бытовая мудрость. Поэтому иногда кажется, что его поступки по-юношески наивны. Но играть его интересно, так как сфера его внимания совершенно непостижима, непонятные, иногда даже дурно-пахнущие препараты. И, конечно же, мне нравится эта наивная, почти платоническая тяга его к Бельгин. Мне кажется, что образ Бородаевского даже чем-то метафоричен. У него есть миссия, которая, к сожалению, разбивается от стечения случайных трагических обстоятельств.
- На съемочной площадке сериала «Константинополь» работали исторические и военные консультанты, чтобы обеспечить максимальную достоверность событий и деталей. Вас консультировали?
- Консультанты у нас, конечно же, были. И исторические, и военные, и медицинские. Но главное это консультанты по турецкому и английскому языку. Так как место действия нашей истории, это Константинополь, моему герою приходится говорить на английском языке. 90 процентов моего текста в сценарии на английском, причем 70 процентов научного текста. И так как мой герой закончил Санкт-Петербургскую императорскую академию, он должен говорить на старом лондонском английском языке. Когда я получил перевод сцен на английский, я спрашивал, почему Бородаевский говорит так сложно, можно же сделать проще. Наш консультант Екатерина Омеличева терпеливо объясняла мне, что в то время никакого американизма в языке никаких упрощений, образованные люди говорили сложно и красиво. В общем играть на староанглийском да еще и на научном английском было вызовом для меня. И я принял этот вызов. И благодаря терпению и педагогическому дару Екатерины даже стал получать наслаждение от языка и этих сцен. Спасибо ей большое!
- Медицину вам пришлось изучать для роли?
- Да, что-то изучал. Читал воспоминания крымской эвакуации «Исход Русской Армии генерала Врангеля из Крыма» Волкова, и «Уходили из Крыма» Астапенко и немного о распространении вирусов во время первой мировой и Гражданской войны. Но главное - это занятия по английскому языку.
- Часть съемок сериала «Константинополь» проходила в Баку...
- Да, часть съемок проходили в Баку, но к сожалению моего героя, туда не взяли. Все съемки у меня были в Санкт-Петербурге, Сестрорецке и Кронштадте. Мои друзья коллеги были в восторге от этой творческой командировки. Я же в Баку был только в 1997 и очень хочу побывать снова. Тогда мы приезжали с гастролями нашего дипломного спектакля «Аршин мал алан». Это был наш один из лучших дипломных спектаклей. И приехав в Баку, мы очень переживали как примут его бакинцы. Оказалось, волновались зря. Нас никогда нигде так не встречали, как в Баку. Это был настоящий праздник театра и для зрителей, и для нас, молодых тогда четверокурсников.
- Этим летом вы совершили необычное недельное путешествие на кинояхте. Откуда такая идея, кто с вами был в этом путешествии?
- Да, мы раз в год с Алексом Дубасом и клубом Кожухова путешествуем на турецкой гулете (двухмачтовое деревянное парусное судно – прим. ред.) по красочным заливам средиземного моря. Вечерами смотрим кино под парусами и заходим в красочные исторические места. Каждый год есть уже постоянные попутчики и появляются новые спутники. В этом году мы путешествовали с Дарьей Екамасовой. Мы давно дружим, со времен съемок сериала «Эпидемия». Но главное, что мы взяли в путешествие своих детей. Я Миру, Даша, Варю! И Алекс своего сына Федора! Мне кажется для них это было незабываемое приключение, которое они будут вспоминать весь год.
- Может в следующем году на кинояхте по Каспию в Баку?
- Все возможно!