В Баку отмечают юбилей кинорежиссера Расима Оджагова
Самира Кязимова
"Москва-Баку"
22.11.2018 11:54
«Кино не «престижная профессия», им не занимаются. Кино - великое искусство, ему служат». Это слова одного из самых ярких и запоминающихся азербайджанских кинорежиссеров Расима Оджагова. 22 ноября народному артисту, лауреату Государственной премии СССР и Азербайджана, кавалеру ордена «Шохрат», известному кинорежиссеру и оператору исполнилось бы 85 лет. Зрители до сих пор помнят и любят его фильмы «День рождения», «Допрос», «Тахмина», «Семь дней после убийства», «В одном южном городе, «Комната в отеле», «Стамбульская история» и многие другие.
Сегодня с самого утра близкие, друзья и коллеги Расима Оджагова, представители азербайджанской культуры и искусства,посетили Аллею почетного захоронения в Баку и почтили его память. День рождения именитого режиссера отмечают как в азербайджанской столице, так и в городе Шеки, откуда он родом. Семнадцатилетним юношей Расим Оджагов покинул родной город на севере Азербайджана, чтобы отправиться в Москву и стать кинооператором. За несколько лет до этого он, еще мальчиком, как завороженный, наблюдал за группой хроникеров, снимавших в Шеки очерк о ткацком комбинате. Тогда и появилась мечта о кинематографе. Старшая сестра, ставшая к тому времени студенткой медицинского института, на свою первую стипендию купила четырнадцатилетнему Расиму фотоаппарат. Время было трудное, послевоенное. Пленку не всегда удавалось достать, и нередко приходилось заменять ее рентгеновской. И вот - Москва. Тут неискушенный абитуриент с изумлением узнал, что поступающим на операторский факультет необходимо пройти творческий конкурс - то есть представить свои фотоработы. Хорошо, что на вокзале в камере хранения лежал захваченный из дома семейный альбом, в котором на фотографиях Расима были запечатлены многочисленные родственники, друзья, знакомые, виды родного Шеки. И, альбом выдержал конкурс.Молодой азербайджанец был принят во ВГИК на операторский факультет. А в 1965 году Расим окончил и режиссерский факультет уже Азербайджанского театрального института.
В 1958-м его пригласили снять фильм «Ее большое сердце» - поэтичный кинорассказ о женской верности, о тяжелых временах недалекого прошлого. Параллельно Оджагов работал над картиной «На дальних берегах» (1959)о легендарном партизане и разведчике, Герое Советского Союза Мехти Гусейнзаде.
Несомненной вехой в жизни оператора Расима Оджагова стали две его работы 1959 года. Невероятно тяжелую по условиям съемок «морскую» картину «Настоящий друг» и по сей день считают эталоном операторской работы в экстремальных условиях. Затем была документальная лента «Физули», снятая к 400-летию гениального создателя поэмы «Лейли и Меджнун», короткометражка «Маттео Фальконе» по одноименной новелле Проспера Мериме, «Наша улица», рассказывающая о судьбе девушки, отправленной фашистами в Германию и годы спустя, с мучительными сомнениями в душе, вернувшейся на родину. Следующая работа Оджагова -«Я буду танцевать!» (1962) была посвящена творчеству выдающегося артиста Махмуда Эсамбаева. Операторская работа Расима была отмечена присвоением ему звания заслуженного деятеля искусств Чечено-Ингушской АССР. Новелла «Сила притяжения» из киноальманаха «Кого мы больше любим» получила на Первом Всесоюзном кинофестивале спортивных фильмов в Москве (1966) диплом «За поэтическое воплощение спортивной темы».За восемь лет, прошедших с момента получения Расимом Оджаговым режиссерского диплома, он снял как оператор еще шесть фильмов: «Почему ты молчишь?», «В одном южном городе», «Ритмы Апшерона», «Главное интервью», «Возвращение скрипки» и «Твой первый час». Без преувеличения можно сказать, что каждый из них стал событием в жизни не только азербайджанского кинематографа.
В 1974 году биография кинооператора Оджагова закончилась, а режиссерская перешла из формата кинодокументалистики в масштаб большого художественного кино.За четверть века Расим Миргасымович поставил двенадцать фильмов. Два из них были удостоены Государственной премии, - Азербайджана («День рождения») и СССР («Допрос»). Еще три ленты стали призерами всесоюзных кинофестивалей. Сам режиссер в 1982 году получил звание народного артиста Азербайджанской ССР.
Актеры, снявшиеся в фильмах Расима Оджагова, вспоминают, что он был удивительным человеком. Как отмечал актер Станислав Садальский, Расим Оджагов был верным своей профессии и команде, с которой трудился. «У него были свои постоянные актеры, которым он доверял. Один из них - Александр Калягин. Саша был для него эталоном, талисманом, замечательным спарринг-партнером, «светом в окошке». Мне импонировало такое отношение к актеру. И свою работу с ним в картине «Парк» я вспоминаю с большой теплотой», - отмечал Садальский.
Александр Калягин до сих пор тепло отзывается об азербайджанском режиссере, называя его «настоящим трудоголиком и мастером своего дела». «Я бесконечно рад знакомству с Расимом, который познакомил меня с Азербайджаном», - говорил Калягин.
Актер Родион Нахапетов в своих воспоминаниях подчеркивал, что в то время он уже примеривался к режиссуре и анализировал профессиональные ходы Расима Оджагова: «Мне нравилось его умение создавать доброжелательную атмосферу, при которой артист раскрывался. Никаких командных интонаций, никаких показов. Лаконичное доверительное объяснение. Все спокойно, без паники и надрыва, без позы. В актере он видел не спутника по картине, а прораба, который строил с ним эту картину».
Азербайджанский писатель Анар, по чьим сценариям Оджагов снял много картин, вспоминает: «Расим учился во ВГИКе - одном из лучших кинематографических учебных заведений в мире, в годы, когда в кино господствовал итальянский неореализм. Расим Оджагов стал одним из основоположников этого направления в нашем азербайджанском кино, остался его приверженцем не потому, что никак не мог освободиться от чар своих студенческих эстетических увлечений и пристрастий. А потому, что азербайджанская действительность ждала своего художника кино, который бы отобразил нашу, именно нашу национальную реальность, не в слащаво лживых эрзац-фильмах, имитирующих жизнеподобие, а в подлинно реалистических, если угодно, неореалистических произведениях».
Азербайджанский режиссер и оператор Расим Оджагов ушел из жизни 11 июля 2006 года, оставив после себя огромное количество документальных и художественных лент.
Отметим, что в начале прошлого года, решением Совета правления Союза кинематографистов Азербайджана, была учреждена стипендия имени Расима Оджагова. Ее первым обладателем стал студент третьего курса Азербайджанского государственного университета культуры и искусств Масер Гасанов (мастерская народного артиста Азербайджана, профессора Эльдара Гулиева), который обучается по специальности кинорежиссер.