Cпецпредставитель президента России по международному культурному сотрудничеству Михаил Швыдкой – в интервью «Москва-Баку» о значении СНГ в меняющемся мире, армяно-азербайджанском урегулировании и российско-азербайджанском союзничестве.
- Михаил Ефимович, в декабре в Санкт-Петербурге прошел традиционный неформальный саммит лидеров СНГ, в котором вы приняли активное участие, курируя культурную программу. Россия с 1 января приняла председательство в Содружестве, в БРИКС. На ваш взгляд сегодня, когда мир меняется, меняется его архитектура, какое значение в нем имеет Содружество и данные тенденции к интеграционным объединениям с участием России?
- Могу сказать, и это мой вывод: 26 декабря в Санкт-Петербурге на неформальном саммите лидеров СНГ собрались люди, которые, как минимум, слышат друг друга. Такого рода неформальные саммиты, как, впрочем, и формальные встречи лидеров государств Содружества, предопределяют дальнейшее развитие отношений между нашими государствами. Я уверен, что взаимодействие между Россией и Азербайджаном имеет очень хорошие перспективы. Наших лидеров связывают и человеческие, и профессиональные отношения, в высшей степени серьезные и глубокие. Подписание в феврале 2022 году между нашими государствами Декларации о союзническом взаимодействии – основание для развития новых и экономических, политических, гуманитарных проектов.
Что касается СНГ, в современном мире роль региональных организаций, таких как Содружество, растет в высшей степени активно. Можно посмотреть на самого разного рода политические и экономические «конструкции» от БРИКС, ШОС, ЕАЭС до АТЭС. Это и Движение неприсоединения, которое в течение нескольких последних лет эффективно возглавлял Азербайджан и в котором при азербайджанском председательстве Россия получила статус наблюдателя. В противовес можно поставить те структуры, которые были созданы недружественными сегодня по отношению к России странами. Для них СНГ – весьма болезненная реальность. Очевидно, что сегодня в региональных организациях решаются многие вопросы, которые значительно труднее решать на уровне таких структур как, например, ООН. Именно поэтому сегодня разные страны видят свой интерес в том, чтобы объединяться с другими государствами, которые им близки по миропониманию, по подходам в решении политических и экономических вопросов. СНГ, которое когда-то (на это указывал и наш президент) определяли как организацию, созданную для «развода», а не для взаимодействия стран постсоветского пространства, за последние десятилетия продемонстрировало свою устойчивость. Государства, образованные в результате распада СССР, за эти десятилетия укрепили свои отношения. Дело в том, что география – это судьба. И с этой точки зрения каждое из государств, которое обрело независимость после распада Советского Союза, сегодня заинтересовано в том, чтобы его соседи были дружелюбными по отношению к нему, чтобы с соседями были нормальные отношения. К тому же думаю, что все достаточно острые конфликты, в том числе военные, которые существовали или существуют на пространстве Содружества, сегодня так или иначе разрешаются или имеют тенденцию к разрешению. Это очень и очень важно. Пример тому – конфликт между Азербайджаном и Арменией. Это и конфликт между Киргизией и Таджикистаном. Очевидно, что сама организация СНГ стимулирует взаимоотношения, стимулирует к решению конфликтов и достижению мирных договоренностей. Тот факт, что в какой-то момент Украина прервала отношения с Содружеством и выбрала другой путь развития, может быть это и определил те обстоятельства, которые сложились после 2014 года.
СНГ – это организация, в которой сегодня нуждаются, в которой заинтересованы все ее государства-участники. Она в течение своего существования переживала разные этапы, но сегодня заинтересованность в ней, безусловно, существует. И неслучайно, когда мы сегодня говорим о ЕАЭС, о пространстве общего экономического сотрудничества для ряда государств Содружества, мы видим, как к этому пространству присматриваются страны, никогда не входившие в состав СССР.
- После Второй Карабахской войны при вашем посредничестве была одна встреча представителей интеллигенции Азербайджана и Армении. Почему такие встречи не продолжились?
- Когда мы только начинали проводить такие встречи, а это был 2006, 2007, 2008-й годы, у нас были надежды на политическое урегулирование между Азербайджаном и Арменией. И азербайджанская, и армянская стороны не возражали против такого рода контактов представителей интеллигенции двух стран. Затем этот процесс, к сожалению, претерпел изменения и завершился. Притом, что азербайджанская сторона говорила: она не возражает против продолжения таких контактов.
Думаю, что в сегодняшних условиях именно после заключения мирного договора, если он будет достигнут, а я на это надеюсь, как никогда остро возникнет вопрос налаживания отношений между общественностью двух стран. И формулировать принципы этого взаимодействия должна азербайджанская и армянская интеллигенция. Потому что интеллигенция – это голос народа. Она формулирует то, что иной раз не могут сформулировать ни политики, ни народы. Сегодня диалог между азербайджанцами и армянами по-прежнему нужен. Я в этом убежден. И тем более необходим для прояснения тех вопросов, которые волнуют как азербайджанское, так и армянское общества.
- Вы неоднократно в этом году посещали Азербайджан, имели контакты с президентом, главой МИД. Такой визит был и совсем недавно, в декабре. Интенсивность обращает на себя внимание. Что за ней стоит? Какие есть острые вопросы, которые, может быть, решаются в рамках таких рабочих встреч?
- Известно, что меня с Азербайджаном связывают не только профессиональные, но и скажем так, человеческие отношения. Меня с Азербайджаном связывает очень многое, в том числе в семейном аспекте. Не буду скрывать и то, что у меня есть друзья и в Армении, меня связывают дружеские отношения с рядом представителей армянской интеллигенции. В декабре я прилетал в Азербайджан, соединив рабочие встречи с личными. Я встречался с министром иностранных дел Азербайджана, уважаемым господином Джейхуном Байрамовым, помощником президента уважаемым господином Анаром Алекперовым, с замминистра науки и образования Азербайджана, виделись мы и с главой Союза писателей страны Анаром. Мы дружим, когда-то я редактировал его пьесу для журнала «Театр». Посетил я и юбилей Юлия Гусмана, c которым нас связывают лет 40, если не 50 отношений.
Что касается острых вопросов, требующих решения в российско-азербайджанских отношениях, это, к примеру, тема взаимодействия в СМИ. Мы в России заинтересованы в том, чтобы позиции Азербайджана по самым острым вопросам современности, в том числе и по проблеме, связанной с нашими отношениями с Украиной, находила объективное отражение в средствах массовой информации cтраны. Это проблематика, которую мы постоянно обсуждаем.
На повестке стоит и вопрос открытия в Азербайджане русской школы, которая бы обучала детей по российскому стандарту. Уже не первый год мы обсуждаем, какие для этого есть возможности, будет ли это частная школа, будет ли это школа при российском посольстве. Понятно, что в Азербайджане, как и во всех странах СНГ, есть свое законодательство в области среднего образования. И поэтому нам необходимо прийти к какому-то консенсусу, который бы не нарушал внутреннее законодательство Азербайджанской Республики.
Есть и другой ряд вопросов для обсуждения в российско-азербайджанской повестке по моей линии. В любом случае могу сказать, что люди, которые занимаются гуманитарными связями, всегда пытаются найти пути решения вопросов, приемлемые для обеих сторон. И для нас очень важно, чтобы мы находили взаимопонимание с нашими азербайджанскими коллегами. Думаю, нам это удается: мы слышим и понимаем друг друга. И это очень важно.
Конечно, у России и Азербайджана есть и большие совместные экономические проекты. И по ним мы также, как и по любым направлениям, ищем взаимоприемлемые решения.
У России с Азербайджаном (я не очень люблю сочетание «стратегические, партнерские взаимоотношения») считаю, в высшей степени дружественные отношения. В Азербайджане есть большая русская община, в России - большая азербайджанская община, диаспора. И они способствуют в том числе нашему сближению. Ведь мы живем бок о бок не только, когда приезжаем друг к другу в гости, мы живем бок о бок в повседневности. И у нашей дружбы большие перспективы. И я уверен, что в Азербайджане вновь успешно пройдут президентские выборы. Не скрываю, если бы я был гражданином Азербайджана, то отдал бы свой голос за Ильхама Алиева. Но, будучи гражданином России, я отдам свой голос за Владимира Путина. Я уверен, что эти два наших лидера будут переизбраны и принесут нашим странам благоденствие и процветание.
- Почему вы отдали бы голос за Ильхама Алиева?
- За 20 лет, в течение которых Ильхам Гейдарович руководит страной, он не раз доказал, что он настоящий лидер, настоящий президент, который понимает, что необходимо народу, который понимает, что Азербайджан должен играть важную роль не только на постсоветском пространстве, на пространстве СНГ, но и в регионе, в глобальной, большой политике. Ильхам Алиев добивается в этом серьезнейших результатов. В этом и есть его огромная заслуга. И, кроме того, те предвыборные обещания, которые он давал своему народу, обещания, так важные для народа и страны с точки зрения его суверенитета, он блестяще выполнил. Ильхам Алиев, на мой взгляд, может добиться договоренностей с армянским руководством, взаимовыгодных для обеих стран.
- Какие события ожидаются в российско-азербайджанских отношениях в 2024 году?
-Это Российско-азербайджанский межрегиональный форум, который должен пройти в Москве. Мы планируем, по всей видимости, в мае провести Российско-азербайджанский форум науки и образования, что очень важно. Также уверен, что азербайджанские коллеги, азербайджанские ученые примут участие в праздновании 300-летия Российской академии наук. Сейчас мы готовим ряд мероприятий в рамках председательства в этом году России в СНГ. Уверен, что азербайджанская сторона будет представлена не только политически, но и в экономическом и гуманитарном направлениях. По инициативе российской стороны в Санкт-Петербурге пройдет большой телевизионный конкурс «Интервидение», в котором, мы рассчитываем, примут участие представители Азербайджана.
Азербайджан же примет в середине ноября действительно невероятное по статусу событие - 29-ю Конференцию сторон Рамочной конвенции ООН по изменению климата COP-29. Это огромное событие, на котором соберутся десятки тысяч человек. Россия всегда готова помочь, если это потребуется, мы будем рады оказать всяческое содействие нашим азербайджанским друзьям.
Я уже не говорю о культурной составляющей нашего взаимодействия в 2024 году: гастролях, кино. Ждем представителей Азербайджана на Всемирном фестивале молодежи и студентов, который пройдет в Сочи на территории «Сириус» в марте.
Надеюсь также, что в апреле в Санкт-Петербургской филармонии пройдет концерт азербайджанских исполнителей, на котором будут исполняться произведения выдающихся композиторов наших стран. Надеюсь, что труппу возглавит пианист, ректор Бакинской музыкальной академии Фархад Бадалбейли. Муртуза Бюльбюль оглы будет дирижировать. Азербайджанские деятели культуры в течение года традиционно будут представлены на различных российских площадках. Хотелось бы продолжить перечислять, что российско-азербайджанское сотрудничество ожидает в 2024 году, но это займет очень много времени. Отношения между Россией и Азербайджаном столь плотные и разнообразные, что каждый день приносит какие-то новые события.
Хотел бы поздравить азербайджанский народ с Новым годом. Желаю, чтобы он принес радость и благополучие.