О вкладе Азербайджана в развитие русской культуры и общем духовном наследии народов двух государств размышляет политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала «Москва-Баку»
Дискуссию об общем историческом и культурном наследии народов новых независимых государств, которые когда-то были частью Российской империи, а затем несколько десятилетий жили в советских республиках перед тем как в начале 90-х годов прошлого века уйти в свободное плавание, на этой неделе продолжил российский президент Владимир Путин. Публикация статьи «Об историческом единстве русских и украинцев», в которой глава российского государства размышляет об общих культурных и исторических корнях двух славянских народов, совпала с торжественной церемонией вручения азербайджанским деятелям культуры и искусства российских государственных наград, которая прошла в российском посольстве в Баку. Указом президента России директор Азербайджанского государственного академического русского драматического театра имени Самеда Вургуна Адалят Гаджиев был удостоен медали Пушкина, а главный режиссер театра, народный артист Азербайджана Александр Шаровский - ордена Дружбы.
«Я рад, что мои заслуги оценены на столь высоком уровне», - заявил порталу «Москва-Баку» Адалят Гаджиев. - Безусловно, для каждого актера нашего театра Пушкин – символ русской литературы, символ русской культуры. Это моя первая российская награда и она мне очень дорога. За годы своей деятельности наш театр превратился в один из ведущих центров культуры азербайджанской столицы. Недавно мы отметили вековой юбилей и, надеюсь, будем работать и творить еще долгие годы», - отметил Адалят Гаджиев.
Примеры Украины и Азербайджана, которые в споре об общих культурных корнях на сегодняшний день стали антиподами, выявили парадоксальную вещь. При том, что украинский народ был и остается для русского народа братским, так же как для азербайджанского народа этнически наиболее близким является турецкий народ, именно на Украине, при ее нынешнем руководстве превратившейся в «анти-Россию», русская культура и общее культурное наследие оказалась в наибольшей опасности.
На этом фоне страной, где сегодня наиболее бережно хранят и преумножают это общее культурное наследие, оказалась не входящая в славянский мир Украина, а являющийся часть тюркского мира и при этом активно влияющий на формирование российского культурного пространства Азербайджан.
Одним из наиболее ярких примером этого взаимодействия и влияния и стал Русский драматический театр имени Самеда Вургуна, который, как напомнил на церемонии в российском посольстве Адалят Гаджиев, отметил недавно столетний юбилей.
Возник этот театр, имеющий уникальную историю, через три года после Октябрьской революции, в далеком 1920 году, когда созданного в 1924 году СССР еще даже не существовало. В первые годы он назывался Государственный свободный сатир-агиттеатр, который был создан по примеру русского сатир-агиттеатра, затем был переименован в Бакинский рабочий театр, который возглавил уроженец Баку, легендарный Владимир Швейцер, известный под псевдонимом Пессимист -- будущий советский киносценарист, заслуженный деятель искусств Азербайджанской ССР.
Именно усилиями Владимира Швейцера из сатирического театра миниатюр Бакинский рабочий театр превратился в полноценный драматический коллектив, который вскоре снискал себе громкую славу и задавал тон среди других коллективов русских театров Советского Союза. В состав труппы вошли многие известные актеры, приехавшие в Баку из Москвы, Одессы, Иркутска и других городов советской России.
В 1937 году Бакинский театр был переименован в Азербайджанский государственный Краснознаменный театр русской драмы, который с успехом гастролировал по городам Северного Кавказа, Закавказья и всего Советского Союза. И наконец, в 1956 году Русскому драматическому театру было присвоено имя народного поэта Азербайджана, одного из авторов азербайджанского гимна Самеда Вургуна.
Особое место в творчестве Самеда Вургуна занимала Великая Отечественная война. Когда сегодня на Украине идет прославление бандеровцев и уничтожение памяти об общей победе над фашизмом, когда Владимир Путин в своей статье призывает Киев одуматься и напоминает об историческом единстве русских и украинцев, как не вспомнить, что в годы войны листовки со стихотворением Самеда Вургуна «Партизанам Украины» сбрасывали с самолетов в украинские леса. Пламенные строки азербайджанского поэта помогали украинским партизанам сражаться. Кроме того, по инициативе Самеда Вургуна, именем которого была названа одна из московских улиц, в Баку был открыт Дом Интеллигенции имени Физули, где проходили встречи с советскими фронтовиками. Сегодня творчество Самеда Вургуна стало общим достоянием народов России и Азербайджана.
При этом особо проникновенные слова о Самеде Вургуне, ставшем примером для многих советских писателей, поэтов и деятелей культуры сказал автор знаменитого стихотворения «Жди меня», легендарный советский поэт, писатель и общественный деятель Константин Симонов: «Самед Вургун был крайне храбрым, дерзким человеком. Он не боялся срывать маски с подлецов, не отступался в защите правды, не боялся защищать тех, с кем несправедливо поступали. Без этих качеств поэта, писателя не может быть».
Гуманитарная и культурная составляющая российско-азербайджанского стратегического партнерства сегодня становится все более весомой, в то время как в отношениях со многими другими бывшими республиками у России происходит обратный процесс -- эти связи сворачиваются или отмирают, подтверждением чего служат события на Украине.
В 2021 году отмечается 880-летняя годовщина великого азербайджанского поэта и мыслителя Низами Гянджеви. В связи с этим президент Азербайджана Ильхам Алиев объявил 2021 год «Годом Низами Гянджеви». Надо сказать, что стихи Низами, начиная с первой половины 19-го века, на русский язык переводила целая плеяда выдающихся русских поэтов и переводчиков. В советские годы среди них были Павел Антокольский, Рюрик Ивнев и объединявшая своим творчеством сразу несколько культурных традиций, воспитанная в духе советского интернационализма Мариэтта Шагинян.
На этой неделе, когда в российском посольстве в Баку шло награждение известных деятелей азербайджанской культуры, в российской северной столице -- Санкт-Петербурге по инициативе председателя Азербайджанского Молодежного Объединения России Лейлы Алиевой прошел его Межрегиональный форум.
Мероприятие, стартовавшее с посещения барельефа Гейдара Алиева, продолжилось возложением цветов к монументам «Герои Великой Отечественной Войны» и «Дети Войны» и посещением памятника Низами в Санкт-Петербурге.
Еще один памятник Низами установлен в центре Москвы -- в сквере Муслима Магомаева, около здания посольства Азербайджана в России, на пересечении Леонтьевского и Елисеевского переулков. Эти два уголка старой Москвы вобрали в свою историю много великих имен и событий и могут служить визитной карточной российской столицы.
В российской культуре 20-го века взошло немало звезд, знаменитых уроженцев или жителей Баку, имена которых остаются центром притяжения для народов двух стран, как и творчество Русского драматического театра имени Самеда Вургуна, отметившего недавно свой столетний юбилей.
Мстислав Ростропович, работавшая в Баку Фаина Раневская, Владимир Шаинский, Эммануил Виторган, ушедший от нас на днях Владимир Меньшов…
Их имена служат лучшим гарантом того, что российско-азербайджанским отношениям не грозят никакие потрясения, никакой пересмотр истории и выяснение того, какой из народов великий и более древний и кто кому что должен.
Культура все расставляет по своим местам и ставит в не утихающих на постсоветском пространстве ожесточенных спорах о нашем прошлом и настоящем свою вескую финальную точку.