AZN = 53.69 RUB
USD = 91.27 RUB
EUR = 100.74 RUB
Новости дня

A
Политолог: Исключение из текста мирного соглашения между Баку и Ереваном пункта о транспортных коммуникациях значительно увеличивает шанс скорого подписания документа

Политолог: Исключение из текста мирного соглашения между Баку и Ереваном пункта о транспортных коммуникациях значительно увеличивает шанс скорого подписания документа

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
16.08.2024 11:00

/upload/iblock/99c/99c20632d68047c3f1cfcc7920dba858.png

Представитель президента Азербайджана по особым поручениям Эльчин Амирбеков накануне раскрыл неожиданные подробности, касающиеся мирного соглашения с Арменией. Баку и Ереван договорились не включать в текст мирного соглашения пункт о разблокировании транспортно-экономических связей, который изначально выдвигался обеими сторонами как один из основополагающих принципов для подписания документа. Насколько важна такая договоренность «Москва-Баку» объяснил экономист и политолог Михаил Беляев.

-Что означает исключение пункта о Зангезурском коридоре из текста мирного соглашения Баку и Еревана?

-Думаю, исключение пункта о разблокировании транспортных связей между Азербайджаном и Арменией будет спсобствовать ускорению процесса подписания мира между Баку и Ереваном.

Мы помним, что данный пункт впервые был обозначен в историческом трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и Армении от 9—10 ноября 2020 года, завершившего Вторую Карабахскую войну и ставшую началом для дальнейшей нормализации азербайджано-армянских отношений. Москва делала серьезную ставку на экономический фактор в процессе нормализации отношений между десятилетиями враждовавшими государствами, рассчитывая, что разблокирование транспортных связей повлечет за собой налаживание торговых отношений, контакты и экономика будет работать на сближение народов и государств. Но схема не заработала, хотя могла за четыре года вся схема реализации проекта была прописана, но стороны так и не договорились. Точнее, стороны договорились, но в последний момент Армения отказалась их выполнять и по сути заморозила процесс. Это тот пример, когда стороны, занимающиеся процессом нормализации двусторонних отношений, становятся заложниками второстепенного для достижения главной цели. То есть, второстепенный вопрос становится в мирном процессе камнем преткновения, зацикленностью, в итоге он вытаскивается на первый план и обсуждается не общая концепция, а этот локальный вопрос. Такого рода вопросы как правило изобилуют разными тонкостями, требуют частностей, конкретики и вокруг этого начинаются проблемы. В этом случае мирное соглашение можно не подписать никогда. Как раз все эти четыре года Азербайджан и Армения буксовали из-за этой проблемы в том числе. Теперь, когда стороны приняли решение исключить данный второстепенный вопрос из текста мирного соглашения, можно сказать, что снимается четырехлетний балласт и есть шанс подписать мирное соглашение быстрее. Если бы пункт о разблокировании транспортных связей решили оставить в тексте мирного соглашения, ситуация осталась бы неразрешимой еще долго.

Мирный договор должен основываться на действительно базовых, основополагающих, крайне важных для установления отношений между государствами принципах, без которых это установление просто невозможно. Это взаимное признание Азербайджаном и Арменией суверенитета и территориальной целостности, фиксирование политической воли и воли народов к налаживанию добрососедских отношений. Это главное. Зангезурский коридор при всей его важности для Азербайджана, Армении, России, Турции – второстепенен.

Методологически правильно подписать мирное соглашение, основанное на общем фундаменте, затем будет проще выработать решения по другим направлениям. Нужно сначала решить общие вопросы, на их основании решать второстепенные.

А вот момент с требованием со стороны Азербайджана к Армении изменить ее Конституцию, то есть убрать из нее все территориальные претензии – это как раз напрямую касается основы мирного договора – взаимного признания странами суверенитета и территориальной целостности. И данный вопрос обойти невозможно. И он требует принципиального решения. Ведь если Армения этого не сделает, это будет означать, что она отстаивает свое «видение» географии и международного права в регионе. Конституция – это высший закон страны. Содержащиеся в Конституции Армении претензии обоснованно тревожит азербайджанскую сторону. Без ее изменения любой руководитель Армении в перспективе, даже в случае подписания мирного договора, сможет сослаться на Конституцию и заявить, что мирное соглашение противоречит Конституции страны и в итоге договор денонсировать.

-За 4 года с того момента, как вопрос реализации Зангезурского коридора был поставлен на повестку армяно-азербайджанского урегулирования, проект стал обрастать политическими аспектами. Ереван заявил, что его не устраивает, чтобы вдоль коридора разместились пограничники ФСБ России. Хотя изначально такое условие было. Кроме того, Ереван активно предлагает свою «альтернативу» коридору – проект «Перекресток мира», подразумевающий транспортное, экономическое взаимодействие между странами региона с выходом на Европу. На этом фоне какие перспективы у Зангезурского коридора в будущем?

-Политической составляющей вопрос Зангезурского коридора стал действительно обрастать. Связано это в том числе с разворотом Армении на Запад. Но согласитесь, стать «Перекрестком мира» без мирного договора для Армении - уже звучит как оксюморон и утопия. И если нет мирного договора, то о каком «Перекрестке мира» можно говорить.

Отказ Армении от изначальных договоренностей 2020-го года о размещении вдоль коридора пограничников ФСБ России – также проявление смены вектора Армении с ее уходом на Запад.

Известно, Армению беспокоит «коридорная» логика проекта, когда грузы из Азербайджана по транспортному пути с облегченными процедурами. Но уверен, при желании можно было бы найти компромисс.

Может ли Армения вместо российских пограничников согласиться на западных? Вполне возможно. Но согласится ли Азербайджан?

Вывод один. Пока Армения думала, пытаясь к Зангезурскому коридору подключить политику, Азербайджан уже начал строить альтернативу проекту через Иран. Да, и здесь есть проблемы. Это то, что ситуация в Иране постоянно довольно турбулентная. И вопрос безопасности территории Ирана не то, что не снимается с повестки, но только нарастает. С другой стороны, армянская территория для прохождения по нему грузов бывшего ее врага – тоже не самая безопасная. Вполне возможны провокации. Но в любом случае, при желании и политической воле сторон Азербайджан и Армения всегда могут найти механизмы решения всех вопросов.

На мой взгляд, то, что Армения продолжает после четырех лет упорствовать, проявлять свое упрямство в вопросе открытия Зангезурского коридора – это вредить только себе. Да, Зангезурский коридор через армянскую территорию был бы для Азербайджана желательнее, чем иранскую территорию, поскольку данный путь через Армению короче. С другой стороны, для Азербайджана не так принципиально. Зангезурский коридор через армянскую территорию – для Азербайджана скорее в том числе шаг на пути к налаживанию экономических отношений с Арменией. Что объективно важно для самой же Армении. Ведь она десятилетия находилась в изоляции. Открытие коридора предоставит республике новые экономические возможности. Кстати, ведь перспективы нормализации отношений Армении и Турции, открытие границ, налаживания торгово-экономического взаимодействия, туристических потоков зависит от скорейшего подписания Азербайджаном и Арменией мирного соглашения. К тому же подразумевается, что Зангезурский коридор должен пойти дальше, в Турцию.