Евросоюз ведет двойную игру на Южном Кавказе – с одной стороны решает задачи по изоляции России, в том числе пытаясь использовать Армению как инструмент, с другой стороны, стремится получить свою экономическую выгоду, и здесь – за счет Азербайджана, причем с периодической критикой в его адрес. К чему это приведет? Об этом в интервью «Москва-Баку» рассказал немецкий политолог Александр Рар.
- Александр Глебович, глава МИД Германии Анналена Бербок посетит на днях Армению и Азербайджан. Чего хочет ЕС и, в частности, Германия на Южном Кавказе?
- Думаю, не стоит видеть ситуацию и, в частности, позицию Германии однобоко. Потому что здесь много элементов. Возможно, даже с точки зрения обычного понимания, взаимоисключающих. Посмотрите, Германия отказалась от энергетического сотрудничества с Россией, она разрушила энергетический альянс с Москвой и поэтому Берлину нужны другие источники энергоносителей. Азербайджан в этом отношении вдвойне важен для ФРГ. Азербайджан является страной-коридором, через которую Европа, в том числе Германия, рассчитывают качать каспийские нефть и газ. Именно поэтому, даже несмотря на порой звучащую критику, Германия не будет вставать на резко антиазербайджанские позиции. Например, заявления, озвученные Бербок после операции Азербайджана в Карабахе - нужно понимать, почему это было сделано. У Германии, впрочем, как и у всей Европы, есть политика ценностей: это прежде всего права человека, гуманитарная линия. Поэтому в связи с операцией Азербайджана Германия и начала выражать озабоченность. Может быть, по мнению Баку, и выходящую за рамки. Можно даже сказать, что в этой ситуации Германия отчасти выступила на стороне Армении. Армения, по мнению партии Бербок - «Зеленых» оказалась ущемлена в правах. Хотя с точки зрения международного права это и не так. Таким образом Германия пытается поощрять и Армению, но объективно не хочет портить отношения с Азербайджаном, потому что он ей нужен в связи со своими энергоносителями.
Вместе с тем, объективно нужно понимать, что основная задача, цель ЕС и США – не как-то повернуть в свою сторону Армению или Азербайджан, а изоляция России. Это главная цель на Кавказе. И к этому ЕС будет идти через определенные предложения как Армении, так и Азербайджану. Но Армения – более податливая страна, а Азербайджан – менее и более суверенная, менее в представлении европейский ценностей демократическое государство. Но все равно к нему не приступятся.
В ЕС видят определенную связь между Азербайджаном и Россией в вопросах энергетики. А вот Армения сейчас, в видении Европы, является лакмусовой бумажкой, страной, которая готова поменять Россию на Европейский Союз. Армения интерпретируется как важная страна на Кавказе, потому что на нее можно усилить европейское влияние. Опять же – с целью изолировать Россию от мира. Хотя Евросоюз и разношёрстен в отношении армяно-азербайджанской ситуации, но в конечном итоге это задача всего ЕС и каждого его государства в отдельности.
Немецкая политика, как и французская, и в целом европейская и американская направлены на то, чтобы изолировать Россию и для этого где-то привлечь, где-то заставить Армению следовать принципам ассоциации с Европейским Союзом, приблизить ее к европейским ценностям, к Европе. Такой шанс сейчас в Германии видят, поэтому будут также поощрять и стремиться сотрудничать с Арменией и поддерживать ее.
- Москва на регулярной основе говорит о том, что Запад пытается столкнуть Россию и ее соседей. И в пример периодически приводится армяно-азербайджанский конфликт – что он используется. Что после Второй Карабахской войны Запад пытался «влезть» в армяно-азербайджанский процесс при посредничестве России и воспользоваться наработками Москвы…
- В чем-то это действительно так. Как я и сказал, Европейский союз в первую очередь сегодня на Южном Кавказе заинтересован в изоляции России. Сегодня главная цель ЕС – полная изоляция РФ, лишение России выхода на международные рынки, ее устранение из процессов мировой экономики.
Поэтому делаются все усилия, чтобы и с Арменией, и с Азербайджаном, с Центральной Азией заключать договора в чем-то в пику России, развивать экономическое сотрудничество для изоляции РФ. Поэтому и Блинкен, и Макрон, который хочет показать, что он как-то влияет на ситуацию в мире, ездят и в Центральную Азию в том числе.
Вместе с тем, могу сказать, что Европейский Союз не справляется с поставленными задачами, не справляется с политикой безопасности, которая требует от него ангажированности и в украинском конфликте, и в обострившемся сейчас конфликте на Ближнем Востоке. У Запада нет столько сил, энергии заниматься еще ситуацией на Южном Кавказе.
У Европейского Союза и, в частности, Германии, нет инструментов и возможностей каким-то образом действительно серьезно влиять на ситуацию. Здесь по-прежнему ведущую роль играют другие игроки. Это прежде всего Россия, Турция и, в большей степени, чем ЕС, Америка. Да, Европейский союз тоже давно хочет показать, что он активный игрок в регионе, что он может влиять на события в разных уголках мира. Но мы видим все же провал этой политики. Пример тому – и последние отмененные Баку встречи при посредничестве ЕС на уровне лидеров Азербайджана и Армении. И разношерстность по данной проблематике государств, входящих в Евросоюз. Позицию ЕС по Южному Кавказу нельзя назвать коллективной. Превалирует некая «разношерстность» и отдельные позиции конкретных стран, которые, на самом деле, не всегда идентичны национальному интересу каждого конкретного государства. Скорее иногда наблюдается влияние определенных лоббистских групп. Как, к примеру, в случае с Францией.
- На территории Армении действует мониторинговая миссия ЕС по наблюдению за ситуацией на армяно-азербайджанской границе. Официальный Баку изначально отказался размещать такую миссию размещать на своей границе. Вчера глава наблюдательной миссии ЕС в Армении Маркус Риттер заявил, что будет обсуждаться включение в миссию всех 27 стран Евросоюза. Зачем ЕС это нужно?
- Для руководства Европейского Союза очень важно добиться консенсуса в вопросе внешней и оборонной политики, политики безопасности всего ЕС. Как я и сказал, Евросоюз по-прежнему говорит «на разных языках», в том числе в проблематике Армении и Азербайджана. Идея подключить к наблюдательной миссии в Армении на армяно-азербайджанской границе все 27 государств ЕС означает только одно: Европа хочет, чтоб все европейские страны не только были представлены в регионе, но и делили ответственность за данную политику. И сплотились, и имели одну точку зрения, а не 27 разных.
Да, Азербайджану все это не нравится. Он не хочет интернационализировать ситуацию в регионе, тем более, что его позиция: конфликт окончательно решен, все остальные вопросы – наше внутреннее дело, которые мы решим сами. Азербайджан считает, что он выиграл, что он прав.
Но у Евросоюза другие задачи. Ему необходимо Южный Кавказ взять под свое влияние.
Поэтому и теперь Европейский Союз скорее продолжит играть на стороне армянского общества, Армении в надежде на то, что они таким образом приблизятся к так называемым европейским ценностям. Если нельзя повлиять на Азербайджан, будут влиять на Армению.
Но вместе с тем, будет и игра с Азербайджаном как энергоносителем. Евросоюз, к примеру, интересует открытие для себя новых рынков «зеленой» энергетики. Данное направление сейчас очень активно развивает Азербайджан. И Азербайджан подписал меморандум с ЕС об энергетическом сотрудничестве, также заключено соглашение с государствами Евросоюза и по поставкам «зеленой энергии». Для сравнения, Армения, к примеру, не имеет ни своих источников углеводородов, ни серьезного развития «зеленой энергии».
Также Евросоюз хочет, чтобы закавказские государства развивали в его плоскости вопросы безопасности. Здесь Европейский Союз и США очень тесно сотрудничают, поэтому и в процессе армяно-азербайджанского урегулирования Вашингтон стоял во многом за посредничеством ЕС.
- Вместе с тем, Европарламент периодически выступает с призывом ввести санкции против азербайджанских властей…
- Никаких санкции против Азербайджана Европейский Союз вводить не будет. Потому что тем самым он закроет для себя возможности получения необходимых ему энергоносителей. Ситуация с санкциями уже дошла до смешного. Всем всё закрыли, а в Европейском Союзе растут цены на энергию. Нельзя же в конце концов ввести санкции против всех.
Полагаю, в дальнейшем все же ЕС дойдет до понимания того, что нельзя так действовать и будет пытаться договориться с теми, с кем это сделать возможно. Ну не может себя Европейский Союз доконать окончательно.