AZN = 53.99 RUB
USD = 91.78 RUB
EUR = 98.03 RUB
Новости дня

A
Иранист Ирина Федорова: Россия и Азербайджан будут способствовать недопущению потенциальной войны между Ираном и Израилем

Иранист Ирина Федорова: Россия и Азербайджан будут способствовать недопущению потенциальной войны между Ираном и Израилем

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
18.04.2024 19:50

Фото: Google
Фото: Google

Иранист, старший научный сотрудник Центра изучения стран Ближнего и Среднего Востока Института востоковедения РАН Ирина Федорова – в интервью «Москва-Баку» комментирует, чем грозит Южному Кавказу потенциальная война между Израилем и Ираном.

Fyodorova.jpg- Ирина Евгеньевна, на днях Иран впервые в истории нанес удар по военным целям Израиля в ответ на более раннюю израильскую атаку на консульство Исламской Республики в сирийском Дамаске. Иран граничит с Азербайджаном. Каковы риски, что ситуация может перерасти в полномасштабную войну и как это отразится на Южном Кавказе?

- Ситуация в регионе Ближнего и Среднего Востока после начала по сути войны между Израилем и ХАМАС осенью прошлого года и так была крайне напряженной, но теперь она в любой момент может перерасти в нечто более серьезное по своим масштабам, в том числе по использованию вооружения. И тогда в войну могут быть вовлечены в том числе и государства Южного Кавказа. В любом случае, при крайне негативном сценарии война так или иначе коснется и их.

Иран нанес ответные удары по военным объектам Израиля, поскольку не мог не ответить, это воспринималось бы как проявление слабости. Удар не имел очень серьезных последствий, но тем не менее, это был удар серьезного предупреждения со стороны Тегерана. Иран мог нанести удары средствами поражения большей мощности, но не сделал этого. Иран не хочет ввязываться в войну, она ему не нужна. Да, у него есть возможности мощного военного ответа, но экономическое положение страны, отсутствие полного единства в обществе диктует Ирану необходимость действовать очень осторожно. Та осторожность, с которой были нанесены удары по военным объектам Израиля, говорит о том, что Иран не хочет войны. И если сейчас Израиль не совершит еще какую-то провокацию, то на этом все может и остановиться.

Дальнейшее развитие ситуации зависит прежде всего от воли лидеров, во многом – от позиции Беньямина Нетаньяху, который ведет довольно агрессивную политику. Если Израиль решит ударить по территории Ирана, а израильские официальные лица пообещали ответные действия на шаги Тегерана, то Иран вновь будет вынужден отвечать.

Если проанализировать ситуацию, то мы увидим довольно сложный клубок. Россия и Иран в последние годы особенно на фоне обострения конфликта РФ и Запада пошли на сближение, усиление взаимодействия продолжается. У Азербайджана с действующей властью Ирана довольно непростые отношения, хотя здесь все же преобладает конструктивность – заинтересованность в совместных экономических проектах. Как известно, у Азербайджана исторически хорошие отношения с Израилем. На этом фоне Иран и Армения в последние годы идут на сближение. Главное – это то, что государства – соседи Ирана являются странами, отстаивающими свои национальные интересы, а не интересы, к примеру, внерегиональных игроков. За исключением, возможно, Армении, которая сегодня стала инструментом для «входа» и укрепления Запада в регион. У суверенных государств региона в связи с отстаиванием национальных интересов периодически возникают расхождения в позициях. Но объединяет данные государства в том числе нежелание, чтобы внерегиональные, западные страны предпринимали попытки влиять на ситуацию в регионе.

Сегодня Запад пытается открыть новый фронт на Южном Кавказе через Армению, Закавказье может вспыхнуть. Об этом на регулярной основе предупреждают в МИД России. Запад на Южном Кавказе хотел бы открыть второй фронт, но не напрямую, а чужими руками – в данном случае Армении. Запад направляет туда своих военных инструкторов, но пытается это сделать завуалированно, под «мирными» формулировками.

Позиция России, Азербайджана заключается в том, чтобы всячески противостоять попыткам спровоцировать эскалацию как на Ближнем Востоке, так и на Южном Кавказе. Той же позиции придерживается и Турция. Сегодня, на фоне конфликта России и Запада, для сознательных суверенных стран Закавказья и Каспийского региона крайне важно сохранить в нем стабильность и не дать вовлечь себя в новую эскалацию.

- Если Запад заинтересован в открытии второго фронта на Южном Кавказе, то заинтересован ли он в том, чтобы полыхал и Иран? Ведь действительно, тогда вовлеченность стран в конфликт будет высокой.

- На мой взгляд, Запад, несмотря на серьезнейшее давление с его стороны на Иран, не желает полномасштабной войны в регионе. Соединенные Штаты в открытую предупредили Израиль, что они будут помогать ему против Ирана, но в прямое военное наступление не пойдут. И это не только потому, что Западу нужно работать над украинским направлением и оно является центральным, но и потому, что никому не хочется сейчас ввязываться в большую войну.

Страны региона в широкомасштабной войне никак не заинтересованы. И будут предпринимать любые усилия для снижения градуса эскалации. За чужие интересы никто не собирается выступать.

России, естественно, тем более сегодня не нужна никакая эскалация в Закавказье. Для России важна реализация стратегического для нее транспортного коридора «Север-Юг», который она реализует вместе с Ираном и Азербайджаном. Если в регионе будет война, никакого коридора не будет. А это подразумевает новые экономические проблемы, проблемы с безопасностью, беженцами.

- В 2020 году лидеры России, Азербайджана и Ирана договорились о реализации транспортного пути, который бы соединил через армянскую территорию основной части Азербайджана с его Нахчыванской Автономной Республикой. Неоднократно появлялась информация, что Иран против такого коридора. Как и Армения. Почему против Тегеран?

- Как известно, Иран и Азербайджан приступили к реализации альтернативной дороги в Нахчыван через иранскую территорию. Тегеран против Зангезурского коридора, потому что он ему не выгоден. Естественно, логично, что он получит преимущество при прокладке такого пути через его территорию. Кроме того, в представлении Тегерана Зангезурский коридор, который бы контролировался на территории Армении, только бы укрепил позиции Азербайджана в регионе. А Тегеран этого не хочет. Поэтому всем приходится лавировать и искать компромиссные решения в сотрудничестве.