AZN = 50.33 RUB
USD = 85.57 RUB
EUR = 93.26 RUB
Новости дня

A
Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Москве и Баку не нужны попытки армянской оппозиции «повернуть время вспять»

Экс-замглавы МИД России Андрей Федоров: Москве и Баку не нужны попытки армянской оппозиции «повернуть время вспять»

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
28.05.2024 17:00

/upload/iblock/d14/d147857fc7b8ecd7314c2917cfb1148e.jpg

Экс-замглавы МИД России (1990-1991) Андрей Федоров – в интервью «Москва-Баку» комментирует протесты оппозиции в Армении.

- Андрей Владимирович, что происходит в Армении – имеется в виду продолжающаяся протестная политика обновленного варианта оппозиционного движения и какие прогнозы относительно традиционно поставленной оппозицией цели – смены власти в стране?

- То, что сегодня в очередной раз происходит в Армении - это вопрос не о существовании проблем в политике Пашиняна, а отражение текущего состояния армянского общества. Происходящее в Армении – демонстрация того, что армянское общество по-прежнему очень серьезно расколото – это раз. Два – это то, что общество до сих пор не может осознать те политические и геополитические реалии, которые сложились в регионе после Второй Карабахской войны. Три – это то, что в армянском обществе, безусловно, есть достаточное количество людей, которые рассчитывают на то, что я называю «внешний фактор давления», и на то, что еще в перспективе можно переиграть, отыграть назад то, что уже произошло – а именно потерю ранее оккупированных территорий. И это, еще раз повторю, вопрос не о политике Пашиняна, а о том, какой Армения будет дальше. Если она и дальше будет в состоянии расколотого общества, тогда трудно надеяться, что в стране все окончательно устаканится в территориальном и национальном вопросе.

Реальность такова, что ведь повестка оппозиции, как и все годы пребывания у власти Никола Пашиняна, была и есть крайне лимитированной: она сводится к различным вариантам возвращения к карабахскому вопросу, который для Баку и Москвы уже закрыт, к реваншизму. И в этом и заключается главная проблема оппозиции: на кон она ставит не вопросы будущего развития страны, не вопросы  государственном устройства, а ушедшую повестку. Поэтому ожидать, что выступления оппозиции приведут к каким-то изменениям в Армении я бы не стал. Как можно ставить в центр внимания то, чего уже нет?

- А в чем проблема для оппозиции расширить повестку? Почему после Второй Карабахской войны она так и не сумела или не захотела это сделать?

- Расширение повестки возможно только в консолидированном обществе. А армянское общество, как я и сказал, продолжается оставаться крайне расколотым.

Оппозиция давно поняла, что так или иначе более-менее консолидировать разные слои общества может только карабахская повестка, повестка «сдачи» территорий Азербайджану. Поскольку это традиционно более чем болезненный пункт для армянского общества. И поэтому этим «инструментом» оппозиция пытается объединять людей. Но оппозиция никак не поймет, что для свержения действующей власти на сегодняшний день этого мало. Оппозиция никак не может да и не хочет, раз за 8 лет не смогла, решить текущие проблемы людей. А у нее и не было такой задачи. Задачей было и есть всколыхнуть общество болью и направить эту боль населения против того, кто проиграл войну и вроде как «сдает территории». Но большая часть населения Армении также устало от всей этой возни вокруг карабахского вопроса, территорий.

То, что сегодня предпринимает оппозиция и то, как снова пытается поднять общество - я бы назвал это последней волной… Она выбросится сейчас на берег и все. И, не добившись результата, не получив дальнейшего импульса, уйдет в песок. Это сегодня достаточно очевидно. Сочетание религиозного и гражданского факторов – не всегда работает так, как задумывается. Когда возглавивший оппозицию архиепископ пытается быть духовным лидером, он не может быть лидером политическим. Даже если он сложил с себя полномочия архиепископа Тавушского, он все равно остался духовным лицом. Об этом официально заявлено. Он не политик. Он может быть консолидирующим фактором только как духовное лицо. Он играет только роль вдохновителя общества, а не организатора. А реального организатора нет – все происходит стихийно. А когда митинги стихийны – они заканчиваются довольно быстро. Хотя каждый раз армянская оппозиция на регулярной основе заявляет, что завтра всё, завтра мы победим. Представить, что архиепископ может выстроить нормальное правительство нереально.

Если его толпа объявила кандидатом в премьеры – это нелегитимно. Его не выдвигала никакая парламентская сила. Избирать его должен парламент. А в парламенте большинство у фракции премьера Армении. Смена власти могла бы произойди при госперевороте, как это произошло в случае с Пашиняном во время госпереворота 2018 года. Но оппозиция не настолько сильна, чтобы сместить действующего премьера. Почему не получится сместить Пашиняна – я перечислил.

Он контролирует парламент. Это раз. Во-вторых, он демонстрирует своему населению, что у него есть зарубежная поддержка. Для очень многих армян, как и для грузин, вопрос поддержки ЕС, членства в ЕС, безвизового въезда в ЕС, - это очень важная тема. И Пашинян на этом тоже играет. Он предлагает более широкую, конкретную повестку, чем оппозиция. Оппозиция тянет Армению в прошлое и обрекает на отсутствие реального будущего с учетом того, на каких вопросах она концентрирует внимание. Пашинян предлагает повестку сегодняшнего дня, повестку развития и будущего. А не бесконечного страдания по тому, что Армении никогда не принадлежало. Он привлекает людей именно реальной повесткой: что вот, ребята, я не занимаюсь Карабахом и не хочу им заниматься, это не наше. Я представляю программу дальнейшего развития Армении, ее пути. И я призываю всех принять участие именно в этом процессе – в формировании новой Армении. Когда он говорит: мы должны отказаться от исторической Армении в пользу Армении реальной, он выступает как прагматик. Потому что он понимает, что это реальное, что он может здесь что-то сделать. Поэтому сегодня реального политического лидера на замену Пашиняну нет.

Лозунги оппозиции – вернуть Карабах, вернуться в Карабах – это только форма мобилизации общества. Армении, желающим в Армении повернуть историю вспять и что-то отбить у Азербайджана при нынешней азербайджанской власти невозможно. Невозможно при нынешнем состоянии Армении. Чтобы повернуть историю вспять нужна военная сила. Ее у Армении нет по сравнению с Азербайджаном. Чтобы повернуть историю вспять, нужно, чтобы общество в конкретной стране, в данном случае в Армении, было консолидированным. Чтобы вся страна придерживалась точки зрения, что нужно предпринимать именно такие шаги. Армении снова взять под контроль Карабах невозможно. И это многие не принимают и не признают. И многие используют «карабахскую тему» в качестве политического капитала, чтобы зацепиться за события и подняться повыше.

- Позиция России в связи с протестами в Армении?

- Президент России неоднократно фиксировал, что все, ситуация в регионе изменилась, что Армения сама признала Карабах азербайджанским и позиция официальной Москвы заключается в том, что всем в регионе, и прежде всего Армении, нужно двигаться дальше. Все, карабахский конфликт разрешен, Москве нужен мир и стабильность, взаимовыгодно сотрудничество в регионе.

Есть для Москвы и сложный фактор текущих отношений с Арменией. По всей видимости, история с Арменией вокруг ОДКБ в ближайшее время выйдет на новый уровень негатива в отношениях Москвы и Еревана.

Но фактом остается и то, что в армянской диаспоре по всему миру, в том числе и в России, и среди российских политиков есть круги, которые придерживаются позиции, что ничего еще не решено и ничего еще не закончилось по Карабаху, что ружье еще не выстрелило окончательно и что еще можно подправить концовку «спектакля». Думаю, должно пройти еще два-три-четыре года при наличии мирной повестки в регионе, чтобы люди в Армении осознали, что всё, ситуация бесповоротна.

Безусловно, Ереван сегодня начал участвовать в реализации мирной повестки с Азербайджаном. На данном треке есть продвижение. И слава Богу. Потому что до этого по данному направлению мы сталкивались с ситуацией тупика. Но насколько Пашинян в этом вопросе будет до конца последователен – сложно сказать. Все-таки как показывает весь период его пребывания у власти – он руководитель ситуативный: принимает решения, исходя из ситуации. Ведь в политике Армении действует очень сильный внешний фактор, особенно в лице Франции, где политики, дипломаты пытаются продвигать карабахский вопрос. В условиях, когда Пашиняну нужно удержать власть и одновременно что-то предложить населению, ему приходится быть «двуликим».

Москва смотрит за ситуацией в Армении. Также как смотрит, как будет развиваться ситуация в Грузии. Ситуация на Южном Кавказе сегодня традиционно непростая. России в текущей ситуации, особенно с учетом украинского фактора, важно смотреть и понимать последствия всего происходящего. И для России сейчас самое главное – не делать резких движений. Нам нужна стабильность и отсутствие возникновения новых кризисных ситуаций.

На этом фоне, когда мы наблюдаем протесты в Грузии, Армении, Азербайджан сегодня – самое стабильное государство на Южном Кавказе. А – он стабильный, Б – у него есть повестка дня, В – у него есть цели, механизмы достижения целей. Перспективы позиций государства – хорошие. Поэтому Владимир Путин и принял одним из первых в Кремле после избрания Ильхама Алиева. И Ильхам Алиев также одним из первых после своего переизбрания на пост президента посетил Россию.

- Москва никак развернуто не комментирует вызов на консультации своего посла из Армении...

- А мы не можем это комментировать. Вызов – это просто факт. Всем должно быть понятно, что такой жест имеет и политическое, и дипломатическое значение. Особенно, когда мы данный шаг по сути оставляем без комментариев.

Но с Пашиняном мы продолжим ситуативно выстраивать взаимоотношения. Потому что он - реальный руководитель Армении. Он – объективная реальность. Значит эту объективную реальность надо учитывать в политике и России, и Азербайджану. Где-то надо договариваться, где-то – просто подождать.

- Учитывая известную антироссийскую политику и заявления Еревана, есть вариант, что Москва будет пытаться ставить какие-то условия Пашиняну в связи с вызовом посла?  

- Думаю, сейчас все же Москве не до этого. У нас и так полно проблем. Резкие движения мы не должны делать.