AZN = 53.94 RUB
USD = 91.69 RUB
EUR = 98.56 RUB
Новости дня

A
Пашинян задумал хитрую комбинацию заключения мира с Азербайджаном. События недели (видео)

Это программа «В центре внимания», здравствуйте. Я ее автор и ведущий Андрей Шляпников. Смотрите в этом выпуске:

- По новому Закону. Почему Пашинян заговорил о смене Конституции Армении

- Нападение с Запада. Зачем европейские политики яростно атакуют Азербайджан

- Натовский стандарт. Армянская армия примеряет на себя западный формат.

Договор по новым законам

На неделе Премьер-министр Армении Никол Пашинян заявил о необходимости создания новой Конституции страны.

Никол Пашинян: "Республика Армения нуждается в новой Конституции, не конституционных поправках, а именно в новой Конституции. Армения должна иметь Конституцию, которая будет принята народом в результате бесспорного голосования. Мы должны иметь Конституцию, которая сделает Республику Армения более конкурентоспособной и более жизнеспособной в новых геополитических и региональных условиях"

После этого заявления армянские СМИ сделали предположение, что смена конституции - это одно из условий президента Азербайджана для подписания мирного договора, чтобы у договаривающихся сторон не было территориальных претензий друг к другу. Действующая конституция содержит ссылку на совместное постановление Верховного Совета Армянской ССР и облсовета НКАО о «воссоединении», принятое 1 декабря 1989 года тогдашним парламентом Армении и карабахскими сепаратистами.

Российские эксперты считают, что Пашинян думает также о своем политическом будущем, чтобы, как говорится, свои, в первую очередь, не докопались.

Игорь Коротченко: “Он хочет отказаться от Конституции перед подписанием мирного договора, потому что если он подпишет мирный договор дальше ему могут предъявить и какие-то обвинения внутри страны. Я думаю, что это завуалированное желание переписать конституцию, сделав ее максимально удобной для своего дальнейшего политического будущего. А условия подписания мирного договора с Азербайджаном очевидно, по мнению Пашиняна, это будет отказ от тех положений Конституции, которые не отвечают современным реалиям и оглашают агрессивную позицию к Азербайджану”

Напомню, что действующая Конституция Армении была принята в 1995 году и реформировалась в 2005 и 2015 годах. Поправками 2015 года страна перешла от полупрезидентской к парламентской форме правления. Есть мнение, что Пашинин хочет вернуться к модели, когда вся власть находится в руках президента.

Игорь Коротченко: “Пашинян постарается одновременно провести парламентские выборы и выйти на возврат к президентской модели правления, где президент будет иметь все полномочия. Возможно, Пашинян в этой политической комбинации видит возможность решения целого ряда проблем в том числе и для себя лично, чтобы опереться на большинство населения Армении при принятии решения об окончательном подписании мирного договора”

У Баку и Еревана остаются пока непреодолимые разногласия по некоторым пунктам мирных договоренностей. Вот что заявил глава МИД Армении Арарат Мирзоян, отвечая на вопрос журналиста может ли Ереван отозвать свою подпись под Трехсторонним заявлением от 9/10 ноября 2020 года.

Арарат Мирзоян: “Трудно отозвать подпись с того, что даже не действует. Двое из трех подписантов не выполнили свои обязательства. Тем не менее Армения была и остается верной тем обязательствам, которые мы на себя взяли”.

Правда, у Москвы и Баку другая точка зрения. Там ссылаются, например, на пункт 9. Как известно, до сих пор это пункт остается пока только на бумаге.

“Армения гарантирует безопасность транспортного сообщения между западными районами Азербайджанской Республики и Нахичеванской Автономной Республикой с целью организации беспрепятственного движения граждан, транспортных средств и грузов в обоих направлениях. Контроль за транспортным сообщением осуществляют органы Пограничной службы ФСБ России” (Из Заявления о прекращении огня в Нагорном Карабахе от 2020 года. Пункт 9)

Сергей Лавров: “Мы хорошо понимаем, что такие «откаты» от достигнутых договоренностей, – к сожалению, дело нередкое. Не знаю, что помешало завершить эти договоренности на бумаге о принципах открытия движения между основным Азербайджаном и Нахичеванью. Мы хорошо знаем, что «добрые» советы западных друзей всегда присутствуют на Южном Кавказе. Я убежден, что альтернативы возобновлению такого сообщения не существует. Его параметры закреплены в трехсторонней договоренности. Маршрут проходит по суверенной территории Армении под контролем пограничной службы ФСБ России. Там же были согласованы в принципиальном плане и процедуры пограничного и таможенного контроля на входе в Армению из Азербайджана и на выходе из Армении в азербайджанскую Нахичевань”

Пока Армения тянет с открытием транспортных коммуникаций, Москва и Баку активно готовят инфраструктуру для запуска коридора Север-Юг на полную мощность, а также согласовали дорожную карту до 26 года. Свои подписи под ней поставили вице-премьеры Азербайджана и России Шахин Мустафаев и Алексей Оверчук. Также Оверчук провел встречу с президентом Ильхамом Алиевым, где обсуждался целый ряд вопросов. Возможно обсуждали и делимитацию границы между Азербайджаном и Арменией. На неделе Ереван опять в лице Министра иностранных дел предъявил Баку претензии.

Арарат Мирзоян: “Вы помните, что президент Азербайджана имел в виду какие-то карты 1918-20 годов или говорил о проведении новых границ. Хочу подчеркнуть, что ни у кого нет полномочий проводить новые границы. Мы остаемся твердыми в своей позиции, что в процессе делимитации комиссии должны воспроизводить юридически установленные границы в том виде, в каком они существовали на момент распада СССР и как указано в Алма-Атинской декларации”

В Азербайджане предлагают делимитацию границ не включать в мирный договор, а этот довольно длительный процесс завершить позже. Армения, в свою очередь, готова передать Азербайджану новые карты минных полей в Карабахе, но только в случае создания атмосферы доверия между сторонами и при привлечении международного сообщества.

Арарат Мирзоян: “По моим данным, соответствующие госорганы Армении проводят работу по получению новых данных о возможных новых минах. И я не исключаю, что в случае конструктивных подходов и шагов по укреплению доверия с обеих сторон, мы вновь передадим их азербайджанской стороне. Думаю, что это должно произойти через международных партнеров”

И здесь у Баку возникает резонный вопрос каких международных партнеров? Зачем они нужны? Известный факт, что у Баку и Еревана есть прямые политические закрытые каналы.

Игорь Коротченко: “Очевидно, что консультации между Администрацией президента Азербайджана и аппаратом Премьер-министра Армении ведутся, есть каналы, но стороны пока не могут огласить конкретных результатов в данный момент здесь и сейчас. Нет видимых результатов, нет прогресса, который можно бы предъявить общественности”

А после скандала, который разгорелся на этой неделе на генассамблее в ПАСЕ, Азербайджан может окончательно поставить крест на западных посредниках. Об этом во второй части нашей программы.

Ждите дальнейших уведомлений

На неделе в Центре внимания скандал в ПАСЕ. Азербайджан прекратил сотрудничество с этой организацией на неопределенный срок из-за «азербайджанофобии».

Официальное заявление делегации Азербайджана: “Перед лицом сложившейся в ПАСЕ невыносимой атмосферы расизма, азербайджанофобии и исламофобии делегация Азербайджана принимает решение прекратить свое взаимодействие и присутствие в ПАСЕ до дальнейшего уведомления”

Так в Баку отреагировали на утверждение мониторинговым комитетом ПАСЕ проекта решения, которое предлагает не подтверждать полномочия азербайджанской делегации. Это означает лишение Азербайджана права участвовать в работе ПАСЕ в течение всего 2024 года. Напомню, что в ПАСЕ осудили Азербайджан за проведение антитеррористической операции в Карабахе, которая окончательно позволила восстановить территориальную целостность страны.

В Госдуме считают, что Азербайджан принял правильное решение, ведь Россия такое давление уже проходила.

Леонид Калашников: “На Западе всегда откровенно неровно дышали не только по отношению к России, но и к Азербайджану, Турции, суверенным странам, которые они позиционируют как «недемократические». И такое свое отношение к нам они постоянно демонстрируют принятием недружественных резолюций”

В Баку считают, что после восстановления своей территориальной целостности и суверенитета Азербайджан столкнулся «с организованной клеветнической кампанией по очернению», «бросающей тень на достижения Республики».

“Политическая коррупция, дискриминация, этническая и религиозная ненависть, двойные стандарты, высокомерие, шовинизм стали преобладающей практикой в ПАСЕ. Мы рассматриваем инициативу по оспариванию полномочий делегации Азербайджана в ПАСЕ как часть этой порочной кампании”

Также азербайджанская делегация обвинила ПАСЕ в игнорировании вопроса о конфликте между Азербайджаном и Арменией и то, что за 19 лет ассамблея так и не «призвала государство-агрессора Армению к ответу за ее действия».

Леонид Калашников: “Они, как и Россию, записали Азербайджан в список государств, которые они должны «воспитывать». И Армения здесь является только инструментом, детонатором. Они ее просто используют. Все те, кто сегодня давят, никогда не были и не будут друзьями ни Азербайджана, ни Армении. Для них в принципе нет такого понятия как друзья. Они выполняют задания. Думаю, сейчас сигнал усилить давление на Азербайджан как раз поступил”.

Это уже не первый скандал Азербайджана с западными странами. В Баку поставили на место помощника госсекретаря США О'Брайена , который обрушился на Азербайджан с жесткими обвинениями. Также Азербайджан вступил в дипломатическую конфронтацию с Францией, выслав из Баку двух французских шпионов. А после резолюции парламента Франции с призывом ввести против Азербайджана санкции, Милли Меджлис принял зеркальную резолюцию в том числе и с призывом указать на дверь французскому бизнесу. Но европейские чиновники продолжают атаку на Азербайджан.

Жозеп Боррель, глава дипломатии Европейского Союза: “Мы выразили солидарность с Францией в связи с высылкой их дипломатов. И мы согласились с тем, что Азербайджану необходимо вернуться к предметным переговорам о мире и нормализации отношений с Арменией. Последние территориальные претензии президента Алиева вызывают серьезную озабоченность. И любое нарушение территориальной целостности Армении будет неприемлемым и будет иметь серьезные последствия для наших отношений с Азербайджаном”

Все эти заявления и события все дальше отдаляют Азербайджан от Запада и исключают его посредничество в армяно-азербайджанском конфликте. В Госдуме считают, что Баку и Ереван способны договориться и уладить все вопросы без помощи западных партнеров.

Леонид Калашников: “Я много раз говорил, что если есть какой-то вопрос между соседями, как, в частности, в ситуации между Азербайджаном и Арменией, то соседи должны договариваться сами. Минская группа ОБСЕ не решила ничего за 30 лет. Она скорее тормозила процесс. А как только у России, Азербайджана и Армении появились результаты по данному направлению, на Западе сразу начали махать руками: «А мы, а мы, а мы!». Они прибежали в регион, что-то пытаются там делать… Опять же, не сохраняя баланс, а только вызывая дестабилизацию и раздражение у стран региона”

Экс-замглавы МИД Андрей Федоров считает, что такие страны как Франция все равно продолжат попытки раскачать Южный Кавказ и не прекратят давление на Азербайджан.

Андрей Федоров: “Это все будет продолжаться и довольно активно продолжаться в ближайшее время. А почему, потому что есть значительное количество лиц, структур, в том числе особенно во Франции, которые не заинтересованы в том, чтобы отношения между Азербайджаном и Арменией были оформлены в виде окончательного договора”

И здесь у Баку снова возникает резонный вопрос, а зачем эти бесполезные посредники нужны, которые занимают проармянскую и антиазербайджанскую позицию.

Скорее всего, Армении будет выдвинуто еще одно условие для подписания мирного договора. Прямые переговоры на площадке честного посредника, но больше никаких американских и европейских площадок. Сами себя дискредитировали.

НАТОвская по форме, но чуждая внутри

На неделе стало известно, что ВС Армении переходят на стандарты НАТО в военной форме.

“При выборе новой формы одежды Министерство обороны Республики Армения руководствуется исследованиями, проведенными посредством обмена международным опытом и в соответствии со стандартами НАТО. Изучены образцы обмундирования стран-членов НАТО, в том числе США, Франции, Греции и Чехии” (Министерство обороны Армении)

Ереван намерен привести Вооруженные силы Армении к швейцарской модели. Вооружённые силы Швейцарии организованы на основе смешанного способа комплектования ВС. То есть контрактно-призывного или на добровольной основе и повинности. Служба в вооружённых силах обязательна для всех граждан мужского пола и обычно составляет 260 дней, распределенных на 10 лет. 

Руководство Армении рассчитывает перейти на стандарты НАТО не только в форме одежды, но и получить натовское вооружение. Сейчас армянская Армия оснащена советским и российским вооружением, однако, Премьер Армении Пашинян обиделся на то, что Москва соблюдала нейтралитет во время антитеррористической операции Азербайджана в Карабахе и теперь хочет получить гарантии безопасности от Запада взамен Москвы, а следовательно и западное вооружение. Франция поставила Армении бронемашины "Бастион", но это было скорее политическое, чем военное решение. По сведениями из французских СМИ от «Бастионов» отказались даже на Украине, где есть дефицит военной техники. Чтобы Армении получить реальную военную помощь, ей надо выполнить как минимум два условия.

Андрей Федоров: “Для этого нужно решение вопроса, о котором американцы неоднократно говорили – это выход из ОДКБ. А выход из ОДКБ автоматически подразумевает ликвидацию военной базы в Гюмри, хотя это отдельное соглашение двустороннее. База не является продуктом ОДКБ”

Армения становится перед серьезным выбором. Одно дело создавать образ обиженного и игнорировать заседания ОДКБ, а совсем другое разорвать договор с Россией и другими странами СНГ, входящими в организацию о коллективной безопасности.

Андрей Федоров: “С Арменией сегодня все очень сложно. Потому что до сих пор армянское руководство не определилось, что дальше делать - рвать с Россией в сфере безопасности или нет. Проблема заключается в том, по крайней мере, насколько я знаю, армянское руководство хочет еще месяц-полтора потянуть с тем, чтобы окончательно определиться, будут военно-политические гарантии безопасности или нет – стороны Франции, со стороны США и т.д.”

А если такое решение будет принято, то Армении придется попросить российских военных со своей территории. Это, естественно, противоречит интересам Москвы. Российские эксперты считают, что Москва может принять мягкую силу, но сейчас ей не нужны скандалы, цель наоборот построить стабильный Южный Кавказ.

Андрей Федоров 11:10 “Эта база в Гюмри очень символична для России. Не будет базы в Гюмри – все военное присутствие даже в виде гаранта безопасности оно исчезает, поэтому проблема существует для России, но повлиять на Армению сейчас России очень трудно в военно-политической сфере. А оказывать мягкое давление на экономику тут же приводит к маленьким скандалам, пусть не всегда и публичным”.

Конечно, на геополитической карте мира Южный Кавказ сегодня не является главной ареной. Есть куда горячЕе точки. Да, в преддверии выборов в США кандидаты в президенты могут разыграть армянскую карту, чтобы завоевать голоса армянской диаспоры, но вряд ли будут приниматься какие-то радикальные шаги. А вот оказывать через Армению давление на Азербайджан и Россию продолжат. Армения утверждена на роль главного бунтаря региона.

Виталий Арьков: “Армения - троянский конь на Южном Кавказа…”

В Москве приходит осознание, что Запад воспользовался отвлеченностью России на более важные геополитические вопросы и сейчас принимаются меры для стабилизации ситуации. Эксперты отмечают, что позиция Москвы по отношению к Армении ужесточается.

Игорь Коротченко: “Мы наблюдаем изменения в российской позиции, потому что если раньше прямая критика в адрес Еревана не звучала, МИД старался занимать сбалансированную позицию, в достаточно осторожных формулировках, то мы видим ужесточение российской позиции в хорошем плане, я даже сказал не ужесточение, а более четкую ясную политику. 13:08 Такая позиция произошла не сразу, это эволюция”

Ситуация сложная, но контролируемая. Для Москвы сейчас в приоритете создать все условия для подписания мирного договора между Азербайджаном и Арменией, чтобы исключить вероятность военного противостояния на Южном Кавказе.

Такие события оказались в центре нашего внимания. До свидания.