AZN = 31.37 RUB
USD = 53.32 RUB
EUR = 55.96 RUB
Новости дня

A
Политолог Павел Клачков: Пашинян, хотя и пытается изображать критика Азербайджана, определенно пойдет на мир

Политолог Павел Клачков: Пашинян, хотя и пытается изображать критика Азербайджана, определенно пойдет на мир

Нана Хоштария
13.04.2022 19:15

/upload/iblock/f9d/f9d034e4e4e34b5879ad7c9489f0e368.png

Президент Азербайджана Ильхам Алиев накануне, выступая на совещании, посвященном итогам первого квартала года, заявил, что на трехсторонней брюссельской встрече с премьером Армении Николом Пашиняном армянский лидер подтвердил то, что Ереван принимает 5 ранее выдвинутых Баку принципов, которые должны лечь в основу мирного соглашения между двумя странами.

«Таким образом, территориальная целостность Азербайджана принимается, и Армения отказывается от территориальных претензий к Азербайджану. Это очень позитивный факт и, считаю, основное условие для нормализации двусторонних связей», - заявил Алиев и указал на то, что стороны договорились создать рабочие группы как в связи с границей, так и с подготовкой мирного договора. «Как вам известно, на днях между министрами иностранных дел Азербайджана и Армении состоялся первый, считаю, в новой истории, возможно, за последние 30 лет телефонный разговор. Мы позитивно оцениваем и это», - cообщил Алиев.

Сегодня, премьер-министр Армении Никол Пашинян, выступая с отчетом перед парламентом страны, подтвердил, что Ереван признает территориальную целостность Азербайджана и выступает за скорейшее подписание с Азербайджаном мирного соглашения. О последних тенденциях вокруг армяно-азербайджанского урегулирования – в интервью «Москва-Баку» политолога, директора филиала Финансового университета при Правительстве РФ Павла Клачкова.

- Павел Владимирович, как оцениваете наблюдающиеся тенденции по мирному соглашению между Азербайджаном и Арменией? Заявления сторон. Если готовность Азербайджана к подписанию такого соглашения в поствоенный, постконфликтный период была очевидна практически сразу, то насколько прозрачными кажутся заявления Никола Пашиняна? Все-таки армянский лидер сегодня в парламенте «приправил» свои мирные тезисы довольно жесткими нападками на Азербайджан, что не могло не оставить осадок. Мирное соглашение реально в ближайшее время?

- Действительно, Азербайджан давно и последовательно, практически сразу после завершения Второй Карабахской войны начал предлагать Армении подписать мирное соглашение. И делает это на регулярной основе. Я бы даже сказал, так несколько подталкивает и протягивает руку мира, поясняя, что, собственно, Азербайджан выступает за исключительно мирное развитие региона, за превращение Южного Кавказа в регион мира и стабильности.

Относительно позиции Никола Пашиняна. А что, у него разве есть какой-то выбор не стремиться к миру? Он разве сейчас может выиграть потенциальную войну? Если государство не можешь серьезно противопоставить какую-то мощь, значит ему придется обговаривать условия мира. Другое дело, что премьер Армении ограничен внутриполитическими условиями и позицией радикальных кругов. Ему приходится учитывать мнение и реваншистов, крайних националистов. Он ведет сразу две игры – одну на внешнеполитическом фронте, другую – на внутриполитическом. И время от времени это отражается в довольно противоречивых заявлениях или, как вы сказали, в мощной «приправке» мирной повестки критикой Азербайджана. Есть Пашинян для международной политики, а есть Пашинян для внутренней политики. Ему приходится крутиться, где-то занимать двойственную позицию. Армянский лидер так себя ведет, чтобы усидеть в своем кресле. Но я считаю, что Пашинян - как раз тот политик, который пойдет на мир с Азербайджаном. На это указывают очень многие факторы. Насколько в скором времени возможно подписание мирного соглашения? Я считаю, что это возможно только при посредничестве России. Поэтому будем смотреть по ситуации.

- Статус Карабаха. Пашинян продолжает пытаться отстаивать фиксирование данного вопроса в мирном соглашении. И это понятно. Но мне кажется, уже логика подачи этого вопроса (по сравнению с той, которая была до войны или по сравнению с логикой оппозиции) иная. Некоторое время назад премьер Армении заявлял, что Карабах никогда в рамках переговорного процесса не рассматривался как армянский. Обращает на себя и новая формулировка в связи с живущими в Карабахе армянами. Если недавно официальный Ереван этот вопрос формулировал как необходимость «самоопределения», то теперь формулировка трансформировалась в более мягкую – «вопрос безопасности и прав армян Карабаха»…

- Это тоже те самые «факторы», указывающие в общем и целом Еревана на подписание мирного соглашения с Азербайджаном, потому что Пашинян прекрасно и реально понимает, что никакого статуса Карабаха не в составе Азербайджана не будет. И ему это придется как-то объяснять как народу, так и оппозиции, реваншистам. И поэтому он так немного «виляет», незаметно смягчая формулировки в карабахском вопросе.

Реальность, реальный региональный и глобальный расклад приземляют самую яростную, самую реваншистскую риторику и делают эффективным более прагматичный подход. Поэтому я полагаю, что со временем ситуация вокруг статуса Карабаха будет двигаться еще в более приемлемом для азербайджанской стороны векторе. Но происходить это будет не скачком, а постепенно. Потому что для Пашиняна есть те самые внутриполитические факторы. Пока все выглядит так, что глава армянского правительства будет двигаться в позитивную для Азербайджана сторону в вопросе статуса Карабаха.

- Возникает вопрос… Вопрос острый. Все-таки что происходит вокруг посредничества в карабахском урегулировании. После трехсторонней брюссельской встречи Москва в лице Сергея Лаврова очень жестко отреагировала, по сути обвинив Запад в том, что он пытается вести некую закулисную игру на армяно-азербайджанском направлении – и отказ США и Франции от взаимодействия с Россией в рамках сопредседательства МГ ОБСЕ – тому, по-видимому, яркое подтверждение...

- Сегодня во всей международной конфигурации – безопасности, взаимоотношений крупнейших геополитических блоков происходят очень серьезные изменения, я бы сказал, тектонического характера, мы наблюдаем потрясения. И на фоне этих потрясений безрассудно опираться на достижения прошлого. Наиболее разумные, наиболее мудрые политики, на мой взгляд, должны семь раз отмерить, прежде чем совершать какие-то действия, особенно лидеры регионов с конфликтным потенциалом. Потому что на имеющуюся ситуацию в регионе, в частности, Южного Кавказа, наслаивается эта самая возникшая, уже несравнимо более серьезная, глобальная ситуация - конфликт между блоком НАТО и Россией, между Европейским Союзом и союзом России и Белоруссии. И небольшие страны должны с крайней серьезностью учитывать сложившееся положение, анализировать конфигурации действий со стороны государств, определяющих ситуацию на евразийском материке.

Конечно, со стороны Москвы будет резко негативная реакция на действия Запада на армяно-азербайджанском направлении постольку, поскольку у Запада в принципе нет заинтересованности в стабильности на Южном Кавказе, нет стабильности в целом на постсоветском пространстве. Любое вмешательство в уже выстроенные отношения, в уже достигнутые конкретные решения между соседями – в данном случае Россией, Азербайджаном и Арменией – это потенциальное наращивание конфликта в регионе.

Москва заинтересована, тем более сейчас, в том, чтобы на Южном Кавказе была стабильность и все вопросы решались с учетом интересов как Азербайджана, так и Армении. У нас, в России, к этому вопросу совершенно иное отношение, чем у западных стран. Мы - одна семья, мы соседи, мы здесь живем. У стран, которые находятся от нас далеко - Соединенных Штатов, Франции нет заинтересованности в том, чтобы армяно-азербайджанское урегулирование завершилось благополучно. Мы здесь хорошо понимаем, в какой тупик, возможно, и кровавый, могут привести «усилия» так называемого «коллективного Запада». Поэтому Москва предостерегает от того, чтобы не вестись на посулы западных стран как аборигены на какие-то блестящие бусы.

Европейский Союз без участия России пытается что-то организовывать. Это все может только подвесить урегулирование, сделать ситуацию трудно прогнозируемой. И если Армения еще может через Запад попытаться выбить для себя в карабахском вопросе какие-то преференции, то очевидно, что Азербайджану, находящемуся в хорошей, сильной политической позиции, это создаст только дополнительные риски. А Азербайджану это ни к чему. Мне кажется, что Ильхам Алиев в своей речи в ходе совещания очень хорошо сказал о двойных стандартах Запада. Запад делает только то, что выгодно ему – и с политической, и экономической, и тем более военной точек зрения. Запад преследует только свои собственные интересы. Есть желание просто использовать в том числе Южный Кавказ для создания проблем России. И южнокавказским нашим союзникам, партнерам нужно проскочить между Сциллой и Харибдой и отстоять свои интересы. Мне кажется, Азербайджан занимает довольно взвешенную позицию. Надеюсь на то, что именно в союзе с Россией Азербайджан будет двигаться в сторону мирного урегулирования всех вопросов с Арменией. Потому что подписание мирного соглашения возможно только с Россией.

Отказ США и Франции от взаимодействия с Россией в рамках Минской группы ОБСЕ и выдает всю гнилую, подлую позицию этих стран. Это какая-то инфантильная позиция, дескать, я не вижу, я не знаю, России как бы нет. Хотя это огромная страна с огромным же влиянием, в том числе на армяно-азербайджанское урегулирование. Как армяно-азербайджанское урегулирование будет решаться без России? Никак. Это бред. Это просто еще один элемент информационной и дипломатической войны западных стран.