Генеральный директор Каспийского института стратегических исследований (Россия) Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» о том, какие силы в 2023 году будут основными игроками в армяно-азербайджанском урегулировании, новых заявлениях официального Еревана и стратегии Азербайджана.
- Какие страны, на ваш взгляд, в наступившем году продолжат бороться за влияние на армяно-азербайджанскую нормализацию и какая из сил окажется наиболее успешной, какие факторы будут на эту успешность влиять? МИД России во внешнеполитических итогах 2022 года зафиксировал, что российская сторона активно оказывала посреднические усилия в вопросе нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, но мы видим, как западные страны уже с первых дней нового года продолжают свою активность на данном треке также.
- Очевидно, Россия по-прежнему будет самым главным посредником в процессе движения Азербайджана и Армении к нормализации отношений, будет концентрировать свои усилия и не намерена сдавать свои позиции. Цель – окончательно нормализовать ситуацию в регионе, добиться подписания мирного договора между Баку и Ереваном на основе тех принципов, которые были выдвинуты президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Москва крайне заинтересована в начале практического процесса делимитации и демаркации государственной границы с Арменией, разблокировании транспортно-экономических связей в регионе. Поэтому южнокавказский, армяно-азербайджанский трек остается одним из важнейших, приоритетных направлений внешней политики нашего государства. И РФ будет заниматься данным направлением и с учетом контекста общей международной ситуации, и контекста своих национальных интересов. Запад, безусловно, продолжит попытки вытеснить Россию с Южного Кавказа, это продолжение политики, вектор на реализацию которой был взят в прошлом году через призму глобального обострения конфликта РФ и Запада. И многое, в том числе эффективность мирной политики на Южном Кавказе, будет зависеть от ситуации вокруг данного конфликта.
Хотел бы отметить, что в МИД России назначен новый заместитель министра иностранных дел Михаил Галузин, теперь он отвечает за постсоветское пространство. Это очень опытный дипломат с огромным стажем, с опытом работы чрезвычайным и полномочным послом РФ, c очень хорошим профессиональным бэкграундом.
Вместе с тем, нельзя не зафиксировать и то, что, учитывая последние веяния в армянском политическом руководстве, стремление Еревана затащить в регион Южного Кавказа западных игроков, свою активность продолжат Евросоюз, Франция, а также Соединенные Штаты Америки. Они уже эту активность проявляют. Это те игроки, которые будут самым активным образом влиять на развитие ситуации в регионе и ход дальнейших событий.
При этом, безусловно, уже сегодня вносить новую ситуацию, модерировать ее продолжает Азербайджан. В частности, я говорю в том числе и об экологической акции молодых активистов и представителей общественных организаций, которая уже месяц проходит в Лачинском коридоре. Но, конечно, сейчас внимание всех приковано к тому, чем, на каких условиях, как завершится эта акция, потому что от этого будет многое зависеть. Эта ситуация уже заставляет внешних игроков ее учитывать и предлагать варианты ее решения.
Мы также понимаем, что в этом году для политического руководства Армении будет достаточно большое поле для политической игры, зачастую в политические наперстки с целью набрать себе и политический капитал и создать позитивные условия для дальнейшего функционирования и эволюционирования режима Никола Пашиняна.
Еще одним игроком, не оформленным институционально, но влиятельным и влияющим на ситуацию в регионе, остается международная армянская диаспора, которая и в этом году будет активным образом пытаться через имеющиеся у нее финансовые, политические и другие инструменты манипулировать общественным мнением в мире и продавливать выгодные для ее интересов тех или иных решений в странах пребывания.
- Как вы сказали, ситуация вокруг Лачинского коридора длится месяц. И Россия очень аккуратно, дипломатично относится к ее разрешению. И нужно признать, скажем так, судя потому, что происходит, не давит на Азербайджан…
- Идет поиск политико-дипломатических вариантов разрешения этой ситуации. И важно, что, исходя из заявлений российских должностных лиц, в частности, по линии Министерства иностранных дел России, проблема, связанная с ведением рядом армянских компаний, находящихся под западной юрисдикцией, незаконной экономической деятельности на территории Карабахского экономического района Азербайджана, признается. Динамика развития ситуации вокруг незаконной добычи полезных ископаемых, сама проблема такова, что ее замолчать, проигнорировать или прикрыться мнимым «геноцидом», «блокадой» армянского населения, Еревану не удастся. Попытка Армении решить вопрос за счет приглашения в Карабахский район международных мониторинговых групп – все это от лукавого, тем более учитывая, что все признают де-факто и де-юре: Карабах – это Азербайджан. Соответственно, и функция мониторинга, регулирования недропользования и т.д. находятся исключительно только в руках азербайджанского государства.
- Националисты-реваншисты в Армении на днях устроили акцию протеста у российской базы в Гюмри в связи с ситуацией вокруг Лачинского коридора. Звучали довольно грубые заявления, угрозы в адрес России… А сегодня премьер Армении на пресс-конференции снова начал критиковать РФ, дескать, не защищает республику и отказался от проведения анонсированных ранее на армянской территории учений ОДКБ…
- Как минимум эта акция отслежена российскими соответствующими министерствами, ведомствами, службами. Судя по всему, после ряда провальных для Армении саммитов ОДКБ, когда она возглавляла структуру, Пашинян негласно поощряет такие акции. Не поддерживает их публично. Но изначально она не была предотвращена, поэтому мы ее можем расценивать как давление Еревана на Российскую Федерацию. Теперь глава армянского правительства идет дальше и заявляет об отказе от проведения на своей территории учений ОДКБ, называя их «нецелесообразными».
Думаю, рост антироссийских и даже русофобских настроений в Армении обусловлен несколькими причинами. Первая причина – это активная деятельность западных игроков. Известно, что США и другие страны Запада активным образом на протяжении 30 лет новейшей независимости, государственности республики занимались на ее территории развитием сетей различного рода некоммерческих организаций. Активно работает Фонд Сороса и другие известные американские структуры по продвижению "мягкой силы". Пашинян и вся нынешняя армянская власть – это продукт деструктивной деятельности Запада на территории Армении. Другое дело, что серьезную политическую, экономическую, финансовую зависимость Армении от России ставленники Сороса не могут взять и одномоментно разорвать. У Москвы есть рычаги влияния, давления на Пашиняна и в случае резкого разрыва отношений с РФ. Но в любом случае ситуация идет к тому, чтобы Армения все дальше и дальше дрейфовала от России. Страны Запада подогревают антироссийские настроения в части армянского общества.
Вторая причина прошедшей акции – иллюзорные надежды Армении на то, что Россия готова в любой ситуации в ущерб своим национальным интересам чуть ли не объявить войну Азербайджану и чуть ли не вступить с ним в военное, политическое, экономическое противоборство ради того, чтобы армянская сторона с этого что-то поимела.
Россия по этому вопросу заняла очень здравую позицию, в основе которой ее национальные интересы, а в национальные интересы на сегодняшний день входит развитие отношений по всем направлениям с нашим важным и эффективным стратегическим партнером и союзником на постсоветском пространстве - Азербайджаном. К тому же, мы сегодня более активно выстраиваем отношения с Турцией и позитивные отношения с Баку – также часть этого процесса. В силу этих причин надежды армянских реваншистов, которые хотят, чтобы Россия таскала для них каштаны из огня, не реализуются. Продолжаются попытки военно-политического шантажа России со стороны Армении.
Очевидно, это только начало процесса отдаления Армении от России, когда в информационном пространстве курсируют угрозы, что вот выйдем из ОДКБ и закроем на армянской территории российскую базу, откажемся от дальнейшего взаимодействия.
Акция у российской базы в Гюмри - в том числе реакция армянского общества на то, что Россия не стала воевать во Второй Карабахской войне за армянские интересы. И в ситуации по Лачинскому коридору Россия также занимает очень аккуратную дипломатическую позицию, стремясь решить ее политико-дипломатическими способами, а не втягиваться в противоборство с Азербайджаном, к чему подталкивают армянские силы и в чем Москва ни на долю не заинтересована.
И третья причина, почему прошла эта акция – это сильные позиции реванша в Армении. Часть армянского общества милитаризирована, называет Россию врагом, поскольку РФ не поддерживает Армению в той степени, в которой бы им хотелось.
Ереван будет и дальше делать вид, что ведет многовекторную политику и продолжать сидеть на нескольких стульях – российском, американском, европейском, для того, чтобы пытаться получить для себя какие-то выгоды в вопросе армяно-азербайджанского урегулирования, при этом не давая ничего взамен.
- Мы видим, уже с первых чисел года в Вашингтоне заявили: Блинкен намерен созвониться с главами МИД Азербайджана и Армении. Плюс спикер Нацассамблеи Франции анонсировала свой визит на этой неделе в Армению, чтобы, как она выразилась, еще раз подтвердить свою поддержку армянам и пожелала им мира…
- Франция себя полностью дискредитировала на Южном Кавказе. Фактически вместо того, чтобы проводить равноудаленную объективную взвешенную политику, она все больше и больше скатывается в оголтелую кампанию против Азербайджана и поддержку Армении. Почему это происходит? Первая причина – коррумпированность французских политиков. Франция – одна из наиболее коррумпированных стран Евросоюза. Да и в целом европейские структуры коррумпированы. Недавно была арестована вице-спикер Европарламента, известная лоббистка армянских интересов. Арестована за то, что брала деньги, в том числе за лоббирование интересов ряда стран Персидского залива. Показательны те суммы кэша, которые были у нее изъяты. Так что берут и во Франции, и в Европарламенте.
Бескорыстных друзей у Армении нет. Все это продажные политики. Цена их заявлениям ноль. Есть сильный суверенный Азербайджан, экономически самодостаточный, с прекрасными дипломатическими позициями, лидер Движения неприсоединения, с сильной армией, с хорошей диверсифицированной экономикой. Поэтому давить на Азербайджан, запугивать его бесполезно. Французские лоббисты армянских интересов будут в Армении просто заниматься дипломатическим туризмом, съездят в Ереван, отдохнут, прогуляются, выпьют коньячку, покушают шашлыка, сделают какие-то заявления. Это бизнес французских политиков. Потом, наверное, будет какой-то информационный выхлоп в армянских СМИ. Но с содержательной идеологической точки зрения все эти французские поездки, резолюции ни к чему не приведут, не приведут к желаемым результатам для тех, кто проплачивает и муссирует подобного рода визиты и информационные кампании.
- По сути в продолжение той же линии. В Ереване накануне прошли переговоры представителей ЕС о размещении в Армении новой европейской мониторинговой миссии, судя по всему, также на границе с Азербайджаном…
- Нет никакой границы между Арменией и Азербайджаном. Есть линия соприкосновения, что называется, серая зона. Границы появятся после того, как будет осуществлен процесс делимитации и демаркации, будет подписан мирный договор, соответствующий пакет документов. Тогда границы будут четко определены. А пока их нет, это фикция.
Если нет границы и происходит продвижение той или иной стороны, эта ситуация обусловлена нерешенностью проблемы делимитации. У Армении как государства на сегодняшний день юридически границы не зафиксированы. Да, где-то на карте они прочерчены. Но юридически не закреплены, правда Армения к этому и не стремилась, потому что все последние 30 лет ее государственности – это попытки экспансии, захвата территорий соседних государств, территориальные претензии, этническая зачистка территорий от азербайджанского населения. В планах была и дальнейшая экспансия, но все, как говорится, обломилось – в 2020 году по итогам Второй Карабахской войны, которая завершилась капитуляцией Армении и подписанием трехстороннего заявления.
Поскольку юридически зафиксированных границ Армении не существует, поэтому все эти западные миссии – не более чем группа халявщиков, которая, прикрываясь какими-то там собственными представлениями, будет что-то мониторить, наблюдать. Понятно, что это абсолютно провокационная миссия. Азербайджан, как известно, всегда жестко пресекает любые попытки нарушения своего суверенитета. А Армения как безнадежный больной рада хвататься за все новые и новые «чудесные» таблетки, которые принесут какой-то на самом деле мифический результат. Думаю, будет новая миссия ЕС, продлится она, не продлится, существенным образом на ситуацию не повлияет.
Армения игнорирует все попытки и призывы в том числе России как посредника содействовать тому, что группа по делимитации границы с Азербайджаном наконец приступила к конкретной работе. Ереван работу этой группы тормозит, топит, занимается параллельно демагогией, пытается проводить масштабные антиазербайджанские информационные кампании. Это лишний показатель того, что армянская сторона вернулась к своему привычному состоянию, в котором она пребывала до сентября 2020 года. Но теперь Армения с вырванными клыками. Демагогия, безответственность, ложь, манипулирование общественным мнением, масштабные информационные кампании, подкуп американских и европейских политиков – это весь традиционный политический набор характерный для армянских властей.
- Какой политики ждать в урегулировании от Азербайджана в этом году? Сегодня в интервью национальным СМИ Ильхам Алиев отметил, что хотя Вторая Карабахская война закончилась, борьба продолжается... И наступивший год - последний шанс для Армении.
- Азербайджану нужно добиваться поставленных целей, при этом понимая, что добровольно Армения ничего выполнять по трехстороннему заявлениям и достигнутым ранее последующим договоренностям не намерена и не будет. Мне кажется, главный итог 2022 года, что в Баку это совершенно четко осознали и уже не испытывают каких-то иллюзий по поводу «доброй воли» со стороны Еревана. Ее, этой доброй воли нет и, судя по всему, не будет. Поэтому со стороны Азербайджана вероятнее всего будет принуждение – где-то дипломатическое, где-то военное, цель которого – заставлять Армению выполнять взятые на себя обязательства. Наверное, в такой ситуации это единственно правильный и эффективный путь – получить какой-то результат на фоне многочисленных переговоров, встреч и подписанных документов, на которые Армения забила и выполнять их не желает.
Как показала практика, одного доброго слова, руки мира в диалоге с Арменией недостаточно, нужно воздействовать силой, чтобы получать желаемый результат. Хочу также отметить, что Азербайджан действует исключительно в рамках международного права. В отличие от Пашиняна – президент Азербайджана – это политик с огромным опытом, дипломат, прекрасно понимающий ситуацию в современной повестке дня и сочетающий в своей политике по нормализации отношений с Арменией дипломатические и военные меры. В конечном итоге это все работает на благо и самого армянского народа, который пока этого осознать не может. Мирная со своими четкими границами Армения, отказавшаяся от планов военной экспансии и реванша, от территориальных претензий к соседям, сможет сосредоточиться на внутренней модернизации, развитии, улучшении жизни общества. Поэтому принуждая Армению к выполнению трехстороннего заявления и последующих договоренностей, Ильхам Алиев реализует национальные интересы не только Азербайджана, но и, как ни странно, умеренной части армянского общества. Стабильность и предсказуемость военно-политической ситуации на Южном Кавказе нужна абсолютно всем. Другое дело, что есть масса внешних игроков, которые не хотят мира, которые не хотят успеха Азербайджана, а желают, чтобы регион постоянно трясло, были афтершоки, были новые боевые столкновения. Это очень сложный регион, в котором сталкиваются интересы великих держав и крупных мировых и влиятельных региональных игроков. Поэтому требуется четкая дипломатическая и силовая политика Азербайджана, чтобы медленно, но неуклонно и последовательно добиваться поставленных задач с опорой на международное право и трехстороннее заявление и последующие трехсторонние договоренности.