Премьер-министр Армении Никол Пашинян сегодня в связи с годовщиной провозглашения Нагорно–Карабахской автономной областью Азербайджана в 1991 году о своей так называемой независимости, заявил, что «отрицание существования Нагорного Карабаха как территориальной единицы неуместно до тех пор, пока не будут решены вопросы безопасности и защиты прав армян республики и, соответственно, определен статус Нагорного Карабаха. На их решение сопредседательство Минской группы ОБСЕ имеет утвержденный и не отмененный международным сообществом мандат».
По словам главы Армении, «международное сообщество обязано приложить усилия для решения гуманитарных проблем, возникших в результате 44-дневной войны, и недопущения проведения политики этнических чисток в Нагорном Карабахе».
При этом оппозиция в лице «карабахского клана» в очередной раз заявила, что главной целью Армении должно быть свержение Пашиняна и защита сепаратистов Карабаха, представители которых, между тем, направились в США, где проведут встречи с проармянскими силами Конгресса.
Что это значит с точки зрения факта недавней встречи лидеров Азербайджана и Армении, прошедшей в Брюсселе при посредничестве главы Евросовета, на которой стороны договорились в ближайшее время активизировать работу по тексту мирного договора – «Москва-Баку» комментирует директор Института политических исследований Сергей Марков.
- Сергей Александрович, четвертые брюссельские переговоры Алиева и Пашиняна прошли и вот мы снова слышим «звоночек» с армянской стороны - повторяющееся заявление о безопасности, защите прав живущих в сепаратистской части Карабаха армян, некой «угрозе этнических чисток» и как, видимо, вывод – хотят статус…
- Вопрос определения статуса для Армении сейчас принципиальный. Подписание мирного договора с Азербайджаном возможно только в одном случае, если Армения признаёт, что Карабах – это часть Азербайджана. И, в общем, Армения готова это признать, о чем, в том числе свидетельствует смена формулировок – с «народ» Карабаха на «население, жители». Готова с этим согласиться, но с одной оговоркой – должен быть высочайший уровень автономии, которая на самом деле де-факто означала бы независимость. То есть Армения требует для Карабаха независимости под видом автономии. Понятно, здесь ситуация упирается в тупик. Сепаратистский Карабах же за эти десятилетия так и не был признан самой Арменией. Для самой Армении ситуация после Второй Карабахской войны поменялась. И Азербайджан ни на какую автономию не пойдет, поскольку уже имел крайне негативный опыт, когда армяне, живя в Карабахе в автономии, злоупотребили этим, занялись сепаратизмом и развязали конфликт, войну, которая привела к неисчислимым бедствиям как для того, так и для другого народов. Поэтому Азербайджан категорически против любой формы автономии. О чем Ильхам Алиев уже заявлял. Но армянскому населению Карабаха, о чем также неоднократно заявлял Ильхам Алиев, власти Азербайджана готовы предоставить азербайджанский паспорт, равные со всеми азербайджанскими гражданами права и свободы.
Почему Пашинян заявляет о безопасности и якобы потенциальных чистках армянского населения? С одной стороны, действительно, за годы нагорно-карабахского конфликта два народа были буквально накачены ненавистью друг к другу. Сейчас после окончания Второй Карабахской войны, победы Азербайджана и разгрома Армении, реваншистские силы в Армении пытаются запугивать население тем, что Азербайджан вместе с Турцией якобы хотят чуть ли не провести этнические чистки, ущемить армян. Но это не так. Ведь изначально армянская сторона оккупировала азербайджанские территории, а Нагорно-Карабахская автономная область в результате армянского же сепаратизма была отделена. В принципе, как показывает история – армянский менталитет он зачастую такой, с выраженным ультранационализмом. Помним слова Сержа Саргсяна, который, смакуя говорил - думали, что мы не сможем убивать, а мы смогли. То есть ненависть такая.
Если Армения мононациональная страна, то Азербайджан мультинациональная, мультикультурная страна. Мультикультурализм является его идеологией. И если в Армении крайне маленькое количество представителей других национальностей, то в Азербайджане, как известно, живут представители самых разных национальностей, в том числе и армяне.
Поэтому сегодня такое вот запугивание «чистками» – это в том числе и политический инструмент давления с точки зрения подписания мирного договора с Азербайджаном. Армения по факту ставит невыполнимое условие. И таким образом в том числе может тянуть время с точки зрения согласования текста мирного договора. Ведь официальный Баку перед брюссельской встречей анонсировал, что ожидает начала работы над текстом. Договоренность об этом была еще в апреле, но Армения, в отличие от Азербайджана, так и не создала рабочую группу со своей стороны.
- Пашинян опять давит на то, что вопрос статуса должен решаться через Минскую группу ОБСЕ и что дескать мандат ее никто не отменял.
- Известно же, что США и Франция занимают проармянскую позицию. Именно поэтому Пашинян и пытается «реанимировать» Минскую группу, поскольку в ней представлены страны с мощной армянской диаспорой, лобби.
Азербайджан исходит из принципа, что карабахский вопрос решен и никакого отдельного Карабаха не существует, а есть Карабах исключительно как часть Азербайджана. Армения же продолжает попытки доказывать, что сепаратистский Карабах существует.
- Но, допустим, в заявлении Шарля Мишели по итогам трехсторонних переговоров 31 августа в Брюсселе ничего о карабахском вопросе не упоминается… Хотя в заявлении пресс-службы правительства Армении, утверждается, что якобы данный вопрос поднимался…
- Вообще на главу Евросовета влияет Франция. Поэтому есть перекос скорее в сторону Армении. Но думаю, перед переговорами азербайджанская сторона в очередной раз предупредила Мишеля - если он будет использовать терминологию, не удовлетворяющую Азербайджан, это будет последней трехсторонней встречей в таком формате. И глава Евросовета просто испугался жесткой позиции Баку.
- В целом как трактуете итоги брюссельской встречи?
- На самом деле, на мой взгляд здесь итогов никаких быть не может. Потому что главная цель ЕС – не содействовать урегулированию между Арменией и Азербайджаном, а вытолкнуть Россию с позиции посредника. ЕС на самом деле пытается имитировать переговорный процесс. ЕС в некотором роде продолжает политику Минской группы ОБСЕ. Минская группа ОБСЕ с армянским перекосом десятилетиями имитировала переговорный процесс, вместо реальных переговоров вела переговоры ради переговоров. И именно поэтому не давала практически никаких результатов, полностью провалилась в работе. По этой причине ее теперь отвергает Азербайджан, занимая столь жесткую позицию. По этой же причине ничегонеделания Минской группой разразилась Вторая Карабахская война. И теперь Брюссель фактически продолжается дело Минской группы.
- А что же Россия?
- А Россия, я считаю, работает по факту, но в большей степени за закрытыми дверями. А ЕС только пыль в глаза пускает. Россия со своей стороны создала рабочую группу по демаркации и делимитации границы между Азербайджаном и Арменией, рабочую группу по разблокированию транспортно-экономических связей и упорно работает по этому направлению. Это реальные структуры, которые работают – под эгидой и при посредничестве России. Идет реальная работа. Конечно, хорошо бы было встретиться Путину, Алиеву и Пашиняну сверить часы. Но президент России предпочитает встречаться тогда, когда формируются условия для конкретных договоренностей. Работа идет.
- Хорошо, как тогда могут развиваться события?
- Я уверен, что оставшаяся часть Карабаха в любом случае вернется под контроль Азербайджана. Вопрос времени. Для Армении после Второй Карабахской войны ситуация изменилась. Но она будет тянуть время. На самом деле Пашинян давно бы пошел на мирный договор, но ему не дают. Поэтому Ереван хочет сделать такой финт вокруг «статуса» Карабаха и вставить палки в колеса переговорного процесса. Сейчас он хочет показать, что проблема не решается. На самом деле Азербайджан, первым предложив Армении приступить к обсуждению мирного договора, первым создав рабочую группу по нему, еще раз показал свое политическое лидерство. Президент Азербайджана выдвинул 5 принципов мирного урегулирования. Он пытается продвигать процесс, показывая, что Азербайджан и руководит процессом и подталкивает, показывает свое политическое, дипломатическое лидерство, свою мудрость. Он сейчас берет на себя инициативу в вопросе, на данный момент сложном к решению, но очень важном, фундаментальном и делает это, потому что понимает – уже сейчас важно работать над этим. Алиев будучи очень опытным дипломатом, лидером понимает это.
А у Пашиняна меньше возможностей, он площадной политик и ему приходится выкручиваться. Поэтому он и повторяет как мантру, насупив брови: ничего не будет, пока не дадите автономию.
Поэтому, считаю, пока маловероятно, что текст мирного договора может быть согласован с Арменией. То есть будет примерно все то же самое, что было после окончания Второй Карабахской войны. Россия будет пытаться за закрытыми дверями добиваться продвижения и, возможно, продвинется по транспортным коридорам и делимитации границы. Евросоюз и США будут пытаться вытеснять Россию с этого трека. Одновременно армянская диаспора будет стараться взорвать ситуацию и упорно стараться поссорить Россию и Турцию. Не исключаю, что армянская диаспора попытается организовать очень провокационные действия. Они знают, что если бить по Азербайджану, надо бить в том числе по российско-турецким отношениям. Для армянской диаспоры Карабах значительно более важен, чем для армян Еревана и даже армян Карабаха. Карабахские армяне многие, думаю, с удовольствием бы уехали оттуда, если бы им дали реальные гарантии благополучной жизни. Ереванские армяне устали от всей это ситуации, устали от карабахского клана. А для армянской диаспоры тема Карабаха и тема «геноцида» является консолидирующей диаспору. Когда люди живут вдали от родины, им нужно, чтобы их что-то консолидировало. Иначе есть угроза, что диаспора может рассыпаться. Поэтому армянская диаспора делает все, чтобы проблема Карабаха осталась. Подпитывает оппозицию в том числе, сепаратистов в Карабахе. Вот сепаратисты сейчас в США полетели. А до этого оппозиция летала в Брюссель. Если бы проблему Карабаха решали ереванцы, они бы ее давным-давно решили, они не заинтересованы в проблемном Карабахе. Диаспора же все время будет вторгаться в эту проблему, пытаться ее подстегнуть.
Кроме того, националисты – «Дашнакцутюн», «Сасна црер» будут также стараться сорвать мирное урегулирование, пытаться сталкивать дополнительно Москву и Пашиняна, чтобы с помощью небольшой войны свергнуть действующего премьера. Поэтому, думаю, в будущем неизбежны столкновения. Поэтому вопрос мирного договора пока сложный, но уверен, он будет. Азербайджан будет к нему тихо-тихо и настойчиво идти.