AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Эксперты о переговорах Путина и Пашиняна. Россия сделала ход конем в карабахском урегулировании в ответ на действия Запада

/upload/iblock/9b5/9b52f60d93d4a07e60919f137d6af5ed.png

Встреча президента России Владимира Путина и премьер-министра Армении Никола Пашиняна, прошедшая накануне в подмосковной резиденции российского лидера Ново-Огарево, стала во многом знаменательной. Больше всего обращает на себя внимание то, что Россия сделала ход конем (который от нее в экспертном сообществе давно ждали) в противостоянии с Западом которое перекинулось и на южнокавказский «фронт» на дипломатическом уровне.

Так в объемном итоговом заявлении лидеров, состоящем из подробных 30 пунктов, фиксируется целый комплекс тезисов о карабахском урегулировании. В частности, стороны подтвердили намерение активизации и «продолжения конструктивной работы в рамках регулярных встреч руководителей Азербайджана, Армении и России и последовательной реализации договоренностей трех лидеров от 9 ноября 2020 года, 11 января и 26 ноября 2021 года в интересах обеспечения стабильности, безопасности и экономического развития региона».

Кроме того, отмечена важность активизации деятельности Трехсторонней рабочей группы по разблокированию всех экономических связей и транспортных коммуникаций на Южном Кавказе под совместным председательством вице-премьеров Азербайджана, Армении и России.

Стороны условились ускорить создание армяно-азербайджанской комиссии по делимитации и вопросам безопасности в районе границы при консультативном содействии России по запросу сторон.

Зафиксирована значимость работы регионального консультативного формата «3+3» (три закавказских государства + Россия, Турция, Иран), подчеркнута важность дальнейших встреч религиозных лидеров России, Азербайджана и Армении, а также процесса нормализации отношений между Турцией и Арменией.

То есть переподтверждена значимость реализации ранее достигнутых трехсторонним форматом Путин-Алиев-Пашинян договоренностей, отраженных в трех же заявлениях.

Напомним, что те же тезисы и задачи в последние месяцы пытается предложить реализовать при своем, а не российском посредничестве Евросоюз при поощрении США. Буквально 6 апреля в Брюсселе прошла вторая (не считая аналогичного видеоформата с участием президента Франции феврале) очная встреча лидеров Азербайджана и Армении при посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля.

Интересно, что сейчас, накануне встречи российского и армянского лидеров прошли телефонные переговоры Пашиняна с главой Евросовета Шарлем Мишелем, по итогах которых Мишель заявил о готовности ЕС содействовать миру на Южном Кавказе. Примечательно и то, что с похожими заявлениями прямо перед переговорами выступил Госдеп США, а еще Армению посетили сопредседатели МГ ОБСЕ от Соединенных Штатов и Франции. Кроме того, регион посетил спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу Тойво Клаар.

Итоги переговоров Путина и Пашиняна «Москва-Баку» комментируют эксперты.

Без названия (26).pngПолитолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко:

- Полагаю, что обсужденная на встрече президента России и премьер-министра Армении повестка была гораздо шире, глубже, детализированнее, чем это было отражено в заявлении.

Очень показательно, что подтверждена важность активизации трехстороннего формата Путин – Алиев – Пашинян, важность движения к нормализации азербайджано-армянских отношений на базе достигнутых ранее при посредничестве России договоренностей, в том числе зафиксировано, что именно при посредничестве Москвы по запросу сторон должен скорейшим образом начаться процесс делимитации и демаркации границы Азербайджана и Армении, должна активизироваться деятельность трехсторонней рабочей группы по разблокированию транспортно-экономических связей под сопредседательством вице-премьеров трех стран. И, кстати, показательно: по итогам встречи Путина и Пашиняна подтвержден и курс на реализацию Зангезурского транспортного коридора, достигнута договоренность о том, что строительство его армянской части, по крайней мере железной дороги, будет вести Россия, что, безусловно, должно ускорить процесс запуска этого коридора, поскольку Азербайджан строительство своей части коридора уже начал.

Принятым заявлением Россия еще раз обозначила свою ключевую роль на Южном Кавказе. Особенно на фоне активных попыток западных стран вытеснить Москву из утвержденного формата урегулирования азербайджано-армянских отношений. Такой подход нашим национальным интересам определенно не соответствует.

Прямо перед встречей Путина и Пашиняна были концентрированные заявления западных стран по армяно-азербайджанскому урегулированию. Разумеется Евросоюз и США пытаются активно вытеснять Россию из региона. Идет большая игра, в том числе на Южном Кавказе. И Запад здесь играет весьма активную роль. Учитывая традиционно сильные связи между Пашиняном с частью европейских элит, очевидно, что он продолжает пытаться сидеть на нескольких стульях – российском, европейском, американском, для того, чтобы извлечь максимальные выгоды из этого.

Для России чрезвычайно важно, чтобы в период, когда проводится специальная военная операция, идет очень сильная конфронтация с Западом, регион Южного Кавказа был зоной спокойствия, безопасности и мира. А это возможно исключительно на основе документов трехстороннего формата, которые были достигнуты ранее, но, к сожалению, не выполнены Арменией.

Обратил внимание на то, что в заявление был вписан тезис о Минской группе ОБСЕ, хотя де-факто российский МИД недавно признал данный формат уже неэффективным. Очевидно, тезис о Минской группе был внесен в заявление по настоянию Пашиняна, который теперь будет вынужден защищать в Армении итоги своего визита в Москву. Потому что для него это спасительная соломинка - если не удалось вписать в итоговый документ тезис о некоем статусе Карабаха, то единственным вариантом было педалировать на встрече то, что, дескать, мы продолжим борьбу на других фронтах, в частности, в вопросе продвижения идеи о переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ.

Армения находится, конечно, в безальтернативной ситуации с точки зрения подписания мирного договора с Азербайджаном, но тем не менее очевидно, что тему статуса Карабаха, проживающих там армян Ереван пытается продвигать не только в формате отношений с Россией, но и при каждой возможности на переговорах с Евросоюзом. Поэтому Армения и заинтересована в действии минского формата. Но, как мы видим, формат развалился. США и Франция показательно отказались от взаимодействия с Россией в рамках этого формата и теперь будут пытаться влиять на Азербайджан и Армению.

Стоит отметить, во время обмена мнениями в публичной части переговоров между Путиным и Пашиняном, премьер Армении употребил сочетание «Нагорный Карабах», а Путин – «Карабах». Если мы заглядываем в смысловые расшифровки, то нужно отметить, что Пашинян, говоря «Нагорный Карабах», апеллирует к позиции Армении, что дескать это сепаратистское образование, а Путин, говоря «Карабах», подчеркивает: это неотъемлемая часть Азербайджана. То есть такие формулировки можно воспринимать как разные точки зрения на будущее региона, которые продемонстрировали официальная Москва и официальный Ереван.

В любом случае документы документами, но есть и практическая реальность. А практическая реальность – не в пользу Еревана. Я бы хотел обратить внимание на то, что принятый по итогам переговоров президента России и премьер-министра Армении документ – это такой дипломатический документ, но по факту реалии, восприятие интерпретаций зафиксированных в нем позиций, тезисов у сторон может быть разным. В любом случае, очевидно, данное заявление – это продукт взаимных компромиссов, которых Москва и Ереван достигли в ходе этого визита. Ко всему прочему, полагаю, что для Пашиняна было крайне важно продемонстрировать внутренней аудитории в Армении, что после недавнего подписания Россией и Азербайджаном Декларации о союзническом взаимодействии, он может предъявить своим политическим противникам и сторонникам некий документ, который, по его мнению, хоть сколько-то покажет, что он отстаивает интересы Армении. В принципе, документ получился довольно объемным.

Но важно понимать, что если Армения не выполнит обязательства по трехстороннему заявлению от 9 ноября 2020 года, а также последующим трехсторонним документам от 11 января и 26 ноября 2021 года, она останется в изоляции, прежде всего экономической, в которой сегодня и многие десятилетия находится (в связи с оккупацией с ее стороны азербайджанских территорий), что еще больше критически ударит по ее благосостоянию и финансовой устойчивости. Поэтому альтернативы мирному урегулированию не существует, тем более, для Армении.

В итоговом заявлении Путина и Пашиняна не отражен вопрос мирного соглашения между Азербайджаном и Арменией. Это не значит, что Россия готова отдать этот вопрос на решение Западом, ни в коем случае. Россия, что и было подтверждено сегодня официальным представителем МИД РФ, создает все необходимые условия дипломатического и политического плана, чтобы мирный процесс шел и в итоге было принято мирное соглашение. Было сказано, что оказанием содействия азербайджанским и армянским партнерам в подготовке мирного соглашения займется спецпредставитель министра иностранных дел России по содействию нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией Игорь Ховаев. В первую очередь именно Армении нужно это соглашение. И Пашинян должен этого добиваться.

К сожалению, в заявлении ничего не было сказано о выводе незаконных армянских вооруженных формирований из Карабахского экономического района Азербайджана. Очевидно, потому что у Москвы и Еревана разный подход к этому вопросу и решено было не акцентировать внимание на, так скажем, несостыковке позиций. В любом случае, вывод незаконных вооруженных формирований – это базовое условие для нормализации ситуации в регионе. Потому что пока в Карабахе остаются отряды боевиков (часть из которых может быть квалифицирована как международные террористы), всегда существует риск обострения между Азербайджаном и Арменией, возникновения вооруженных конфликтов и попыток армянской стороны втянуть сюда и российских миротворцев путем подстав и провокаций. Считаю, что крайне необходимо разработать и представить дорожную карту, фиксирующую, каким образом, в какие сроки, на каких принципах этот пункт трехстороннего заявления должен быть переведен в практическую плоскость, каким образом будет происходить передача администрирования, управленческих функций из рук сепаратистской администрации Азербайджану. Это очень важный и большой вопрос. И очевидно, здесь без опоры на экспертное сообщество не обойтись, по крайней мере той его части в российском сегменте, которая мыслит конструктивно, исходит из базового принципа, не раз подтвержденного Москвой, что Карабах - это Азербайджан.

Никол Пашинян в ходе переговоров с президентом России заявил, что должна быть повышена эффективность деятельности российских миротворцев в регионе. Этим тезисом премьер Армении подразумевает, что миротворцы должны таскать каштаны из огня для армянских сепаратистов в Карабахе. Я считаю, что миротворцы должны выполнять свою главную роль – быть гарантом мира и безопасности. И ни в коем случае не исполнять какие-то другие роли, чего хотел бы Пашинян. Мы слышали и крики, и претензии из Еревана в адрес российских миротворцев. Для России важно быть арбитром, а арбитраж – это прежде всего нейтральность и беспристрастность.

Что касается блока, касающегося российско-армянских отношений в целом, в принятом президентом России и премьером Армении, то здесь Москва отразила актуальную для себя на сегодняшний день повестку как с учетом складывающейся ситуации во взаимоотношениях с международными партнерами и потребовала выполнения этой повестки своим союзником, так и с точки зрения решения беспокоящих Москву вопросов в отношениях с Арменией. По международной повестке в двустороннем заявлении Путина и Пашиняна нашло отражение осуждение того, какую сегодня позицию занимает Запад в отношении России. В документе мы видим осуждение антироссийских санкций и намерение противостоять им, это осуждение вмешательства во внутренние дела государств и подрыва их суверенитета, это продвижение интеграционных процессов в рамках ЕАЭС, приверженность развитию инклюзивной, равноправной и представительной международной системы в соответствии с принципами и целями Устава ООН, фиксируется обеспокоенность осложняющейся ситуацией в сфере международной безопасности – попыток подрыва основополагающего принципа равной и неделимой безопасности.

По двусторонней – очевидно усиление «мягкой силы» России в Армении – это и усиление позиций русского языка. Это такое требование, которое Москва поставила Еревану и это правильное решение, показатель усиления позиции России в Армении и требования от своего союзника больше дезападизации. Это особенно важно на фоне сегодняшнего противостояния между Россией и Западом. Также, помимо этого, в последнее время снова остро стоял вопрос о нахождении американских биолабораторий на территории Армении. Их 12. По настоянию Москвы в заявлении зафиксированы договоренности в области обеспечения биологической безопасности, подтверждено, что территории обоих государств не будут предоставляться для использования третьими странами в целях осуществления деятельности, направленной против интересов друг друга в сфере биобезопасности. Будем считать, что таким образом Армения взяла на себя обязательства закрыть на своей территории американские биолаборатории. Посмотрим, как это будет выполнено. Как мы помним, в недавнем прошлом тема биологических лабораторий в Армении выступала достаточно сильным раздражителем в российско-армянских отношениях. В том числе был обмен колкими репликами на уровне МИДов. Поэтому считаю, Пашинян сейчас должен объявить, что американцы покинули территорию Армении с точки зрения вовлечения в те или иные биологические работы. Либо в эти американские биолаборатории должны быть допущены российские инспекционные группы войск радиационной, химической и биологической защиты. Это очень важный пункт в двустороннем заявлении, важно, что Россия сумела его продавить.

В двустороннем заявлении также подтвержден тезис о совместной борьбе с героизацией нацизма и фальсификации истории. Интересно, конечно, как будет выглядеть реализация Арменией данного положения, учитывая официальный культ в Армении Гарегина Нжде и ряда других, мягко говоря, весьма спорных фигур, а по факту коллаборантов, прямых пособников Третьего Рейха армянского происхождения. Как теперь Армения будет выполнять эти пункты? Хотелось бы на практике понять.

Обратил также внимание на тезис о раскрытии потенциала армянской диаспоры в России. К сожалению, полагаю, что это будет использовано Арменией с целью наращивания влияния армянского лобби, консолидации его усилий, реализации возможностей лоббистов на российской территории на всех уровнях для продвижения точки зрения, выгодной армянской диаспоре и реваншистским силам Армении с целью изменения статус-кво и мирной повестки по итогам Второй Карабахской войны. После войны была признана необходимость полного вывода армянских вооруженных формирований из Карабахского экономического района Азербайджана. Но этому противостоят некоторые группы армянского лобби. Их цель - размыть этот тезис и попытаться создать новую реальность. Такая опасность существует и она должна быть оценена с точки зрения возможных рисков последующих дестабилизирующих решений и действий. Кроме того, если тезис о статусе Карабаха будет продвигаться, то незаконные вооруженные сепаратистские формирования продолжат свои провокации. Борьба за интерпретацию, за смыслы тезисов, зафиксированных в трехстороннем заявлении лидеров России, Азербайджана и России от 9 ноября 2020 года, еще не окончена. Ничего не завершено, и эта ситуация требует внимательного мониторинга – и что происходит, и что может произойти, какие возможные сценарии в Карабахе могут быть реализованы и кто в этих сценариях может принять деструктивное участие, нацеленное на подрыв мирных трехсторонних договоренностей.

mixaaaa.jpg

Политолог Евгений Михайлов:

- Итоговым заявлением после встречи Владимира Путина и Никола Пашиняна Москва снова показала – она и никто другой есть и будет главным модератором в армяно-азербайджанском урегулировании, как бы западные страны ни пытались перебить этот факт. Ведь мы видим регулярные попытки это сделать. Запад активнейшим образом стремится перетянуть одеяло карабахского урегулирования на себя. И заявление Путина и Пашиняна - еще раз показало – кто бы что ни пытался сделать – последнее слово будет за Россией, особенно в зоне ее стратегических интересов. Этим заявлением было показано, что все эти брюссельские переговоры не возымели никакого действа.

Активность Брюсселя в большей степени выгодна Пашиняну. Для Азербайджана важно, что Россия является главным модератором армяно-азербайджанского процесса. Заявления западных лидеров о том, что они что-то делают в армяно-азербайджанском урегулировании, не имеет под собой никакого веского обоснования. Страны Запада, США неоднократно принимали антиазербайджанские резолюции вплоть до последнего времени. Азербайджан, Ильхам Алиев это прекрасно понимает. А Россия занимает нейтральную позицию, следует своим национальным интересам, которым отвечает мир между Азербайджаном и Арменией.

Накануне встречи Путина и Пашиняна премьер Армении провел телефонные переговоры с главой Евросовета Шарлем Мишелем, Госдеп сделал ряд заявлений, регион посетили сопредседатели МГ ОБСЕ от Франции и США.

В заявлении Путина и Пашиняна зафиксировано то, что армяно-азербайджанское урегулирование может проходить в рамках формата Минской группы ОБСЕ. Но очевидно, что Минская группа ОБСЕ давно перестала быть эффективной. Формулировка о Минской группе в заявлении – я считаю, просто таким образом Россия пытается соблюсти правила игры. Но по факту, это ничего не значащее дополнение в заявлении. Единственное, что может сделать Минская группа для блага урегулирования – это чтобы ее участники – Франция и США сказали, что они поддерживают все договоренности, достигнутые при посредничестве России. Вот тогда можно вспомнить о Минской группе, не более того.

При этом в заявлении никак не фиксируется потенциальное подписание в будущем мирного соглашения. Думаю, что просто за закрытыми дверями идет его проработка. Уверен, что Россия после спецоперации будет заниматься реальной подготовкой к подписанию мирного договора между Азербайджаном и Арменией. На данный момент у России слишком много забот – она занимается и тем, и другим, и третьим. Встреча Путина и Пашиняна и ее итоги говорит о том, процесс идет к мирному соглашению. Россия ни в коем случае не отдаст этот крайне важный вопрос Западу.

Пашинян на встрече с Путиным попытался заявить о необходимости большей эффективности российских миротворцев в Карабахе, но в итоговом заявлении однозначно зафиксировано, что их размещение в Карабахе благотворно влияет на ситуацию.

Кстати, напомню, что недавно же те же миротворцы не пустили в Карабах армянских депутатов. Очевидно, что и миротворческий контингент стремится к тому, чтобы достигнутые 9 ноября 2020 года договоренности соблюдались.

Итоговое заявление Путина и Пашиняна – это отражение того, что Россия четко зафиксировала перед Ереваном: Армения должна все больше отходить от Запада. Это отражают и пункты об укреплении позиций русского языка в Армении, и отказе от иностранных биолабориторий. Недавно мы видели протесты армянской общественности против наличия американских биологических лабораторий двойного назначения в Армении. Но и Россия будет помогать армянскому партнеру, что также нашло отражение в заявлении.

Полагаю, что России сейчас удалось приблизить к себе Армению. Россия в большей степени оформила двустороннее итоговое заявление, обозначила в нем свои приоритеты и зафиксировала, чего ждет от своего союзника и партнера, который все-таки периодически косится в сторону Запада. Пашинян, несмотря на свое явное двуличие, видимо, принял для себя главную догму, что Армения без России не может существовать.

Сейчас в постсоветских республиках сейчас внимательно следят за ситуацией вокруг Россией. И если бы ее каким-то образом надломили, то многие республики, я в этом уверен, стали бы пересматривать свои отношения с Российской Федерацией. Но так как Россия показала свою мощь по всем фронтам, сейчас линия поведения тех государств, которые смотрели на Запад, сильно изменилась.

Поэтому принятие Москвой и Ереваном совместного заявления идет в рамках укрепления позиций России в регионе на фоне сегодняшних глобальных вызовов, в развитие реализации трехстороннего заявления РФ, Азербайджана и Армении по армяно-азербайджанскому урегулированию. Для России важно иметь предсказуемых соседей, партнеров, сегодня эта необходимость только обостряется, актуализируется. Поэтому она укрепляет свои отношения с соседними государствами. В этой связи в феврале была подписана Декларация о союзническом взаимодействии с Азербайджаном, а сейчас - заявление, состоящее из 30 пунктов, - с Арменией. В этом же русле в рамках нагорно-карабахского урегулирования идет процесс налаживания сотрудничества в формате "3+3", что также зафиксировано по итогам встречи российского и армянского лидеров. Также в этом же русле идет диалог между Арменией и Турцией с целью нормализации отношений. И это подчеркнуто в заявлении президента России и премьера Армении.

Заявление Путина и Пашиняна фиксирует, что цель Москвы – окончательное установление мира на Южном Кавказе, развитие его как региона мира и стабильности.

Также в документе подчеркивается важность разблокирования транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией, что выгодно и России. Поэтому Москвой было принято, что она будет восстанавливать армянские железные дороги на границе с Азербайджаном - то есть армянской части Зангезурского коридора, чтобы в рамках реализации трехсторонних договоренностей Москвы, Баку и Еревана в регионе были быстрее запущены логистические проекты.