Сегодня после эскалации на границе Азербайджана и Армении, длившейся 3 дня, начиная с 12 сентября, ОДКБ направляет по запросу Республику Армения свою миссию.
Миссия будет проходить на границе Армении и Азербайджана под контролем генсека организации Станислава Зася, с участием начальника Объединенного штаба ОДКБ Анатолия Сидорова и представителей государств-участников структуры. Подразумевается, что миссия должна оценить сложившуюся на границе Армении и Азербайджана обстановку. Для этого будет создана рабочая группа, в которую войдут сотрудники секретариата и военнослужащие Объединенного штаба. Миссия подготовит доклад главам государств, который будет рассмотрен на очередной сессии Совета коллективной безопасности осенью в Ереване.
Сегодня глава объединенного штаба ОДКБ Анатолий Сидоров заявил, что о применении сил объединения на границе Армении и Азербайджана речи не идет и что такой вопрос в принципе не обсуждался и обсуждаться не будет, а лидеры стран структуры единогласно поддержали решение проблемы эскалации между Арменией и Азербайджаном исключительно политико-дипломатическим путем, в основе решения проблемы, напомнил он, должно быть проведение делимитации границы двух стран.
Между тем, вчера вечером Азербайджан и Армения со второй попытки достигли договоренности о режиме прекращения огня. Первая договоренность, которая была достигнута при посредничестве России и которая должна была вступить в силу с 9 утра 13 сентября, была сорвана. В течение дня 14 сентября бои между азербайджанской и армянской стороной продолжились и снова привели к потерям с обеих сторон.
Завтра на «полях» стартовавшего двухдневного саммита Шанхайской организации сотрудничества в Самарканде пройдут встречи президентов России и Азербайджана. Как ранее отмечали в Кремле и в Администрации президента РФ – на повестке в том числе произошедшая эскалация, а также отправка миссии ОДКБ в Армению.
Премьер Армении Никол Пашинян, который также должен был посетить саммит ШОС, в последний момент от участия отказался в связи с произошедшей эскалацией.
Вчера днем премьер-министр Армении Никол Пашинян, в очередной раз проясняя ситуацию в связи с эскалацией, заявил в ходе правительственного часа в парламенте, что готов пойти на тяжелые решения, если это обеспечит Армении долгосрочный мир и безопасность и готов этот самый мир с Азербайджаном подписать, и сделал оговорку: его не интересует, что после этого будет с ним, но интересует, что будет с Арменией. После этого в армянском сегменте соцсетей стала распространяться информация, что армянский лидер уже подписал некий документ с Азербайджаном. Это спровоцировало, по всей видимости, не без помощи оппозиции, акции протеста у здания парламента Армении, где люди стали, хотя и не слишком яростно, выламывать ворота, а также у здания Кабмина. В связи с этим Пашиняну пришлось выступить в соцсетях, что ничего он не подписывал. А Служба национальной безопасности Армении призвала общественность не вестись на провокации тех, кто пытается делать вбросы.
Ситуацию в интервью «Москва-Баку» комментирует эксперт Российского совета по международным делам Алексей Наумов
- Что означает отправка миссии ОДКБ в Армению в связи с эскалацией на границе с Азербайджаном?
- В самой ОДКБ совершенно четко все прояснили - какой-либо военный, силовой ответ в принципе не то, что не подразумевается, но категорически исключен, просто не рассматривается. Я не могу представить ни одного реалистичного сценария, в котором бы наличествовал некий силовой ответ на действия Азербайджана. Это просто невозможно. Азербайджан – союзник России и у него очень хорошие отношения со всеми государствами ОДКБ, кроме Армении. А Армения не является главной скрипкой в организации. Я бы рассматривал привлечение ОДКБ как вопрос политический и в первую очередь скорее даже внутриармянский, нежели внешнеполитический. Миссия направляется скорее для успокоения Армении, для сохранения Пашиняном лица, тем более, что Армения сейчас возглавляет ОДКБ и ей надо показать, что она что-то может решать. Союзники по ОДКБ и приняли решение, что надо как-то показать, что готовы решать вопрос, но исключительно мирным путем. И, на самом деле, хотя Азербайджан и не член структуры, не против него.
Кстати, мы прекрасно знаем, что в другом известном нам военно-политическом альянсе - НАТО регулярно, к примеру, происходят стычки между Турцией и Грецией, государствами, являющимися членами Альянса, и никто из государств НАТО не желает в эти стычки вмешиваться.
А вот то, как Никол Пашинян свои отношения и отношения Армении с ОДКБ представляет в данном случае, думаю, на это обращать внимание не стоит. По крайней мере, такое позиционирование ничего не решит. А такая его подача направлена скорее на внутреннюю аудиторию, что вот видите, я могу.
Баку относится к отправке миссии философски и с определенным пониманием. Азербайджан понимает, что за ней ничего существенного не стоит и было бы странно ожидать, что Азербайджан, понимая это, начал бы бить в набат. Для чего?! Любое действие имеет какой-то смысл и должно соответствовать какой-то цели. Я не вижу ни одной цели, которой Баку этим бы мог достичь. Наоборот, Баку проводит очень последовательную, максимально последовательную и выверенную политику на карабахском направлении и в целом во взаимоотношениях с Арменией. Было бы странно ожидать от него импульсивных и резких шагов. Безусловно, ни произошедшая эскалация, ни отправка миссии ОДКБ не повлияет на вектор ситуации на Южном Кавказе. Оставшаяся часть Карабаха вернется Азербайджану, а Зангезурский будет коридор.
Кроме того, не надо в отправке миссии ОДКБ в Армению искать черную кошку в темной комнате. Ее нет. Тот, кто хочет увидеть здесь некое столкновение России и Азербайджана, его тут нет. России невыгодно портить отношения с Азербайджаном. Тем более сегодня она всеми способами, своей политикой показывает, что Азербайджан – ее союзник, с которым она планирует углублять и развивать многовекторные и многоформатные отношения. У России даже нет причины ругаться с Азербайджаном. Россия и Азербайджан узаконили свои союзнические отношения. Нет и не может быть, и не будет причин, которые этому союзничеству нанесли бы урон, какие бы силы ни старались. Сегодня у России и Азербайджана еще больше развивающихся геополитических и геоэкономических завязок. Россия и Турция на фоне спецоперации РФ на Украине только еще больше, неимоверно больше стали укреплять отношения. Азербайджан и Турция союзники. Наши страны идут в новой повестке, в новом формирующемся многополярном мире если не в ногу, то где-то около, в полной кооперации и взаимовыгодном, в том числе учитывающем взаимные национальные стратегические интересы, сотрудничестве.
Проблема в армяно-азербайджанском урегулировании может сложиться, если на место Никола Пашиняна придет какой-нибудь реваншист-милитарист. Но все равно, даже если это произойдет, это станет временным затруднением на пути окончательно армяно-азербайджанского урегулирования. Потому что у армянского конфронтационного правительства нет будущего - главные игроки в регионе не заинтересованы в том, чтобы в армяно-азербайджанском, карабахском вопросе сохранялся длительный статус-кво. Они заинтересованы в решении проблем и развитии, и кооперации.
- Почему в принципе произошла эскалация? Крупнейшая после окончания Второй Карабахской войны…
- Ситуация с подписанием мирного договора между Азербайджаном и Арменией находится в несколько заторможенной фазе. Мы помним военную операцию Азербайджана в начале августа в качестве ответной реакции на провокацию Армении. Таким образом Азербайджан использует провокации Армении для того, чтобы продвинуть мирный процесс, показывает безальтернативность мирного решения вопроса, используя демонстрацию возможностей своих вооруженных ил. Что альтернатива мирному процессу одна – и вот она, пожалуйста. Не нравится? Давайте-ка быстрее активизировать мирный процесс. Азербайджан использует комплексный подход, который включает и дипломатическую часть, и часть военную. Сейчас он напомнил Армении о катастрофической для нее альтернативе, которую она себе позволить не может. Понимание этого будет все острее и не оставит выбора армянским властям и приведет к благоразумию.
Кстати, передача Баку Еревану очередной группы диверсантов – тоже показатель комплексного подход азербайджанской стороны к урегулированию. Азербайджан не хочет выглядеть эдаким громилой, который запугивает «бедную несчастную» Армению. Азербайджан показывает себя как полноценный цивилизованный участник международной политики. И при этом использует мудро кнут и пряник, показывает, что действует всеми возможными способами для достижения цели, которая, на самом деле, подписанием трехстороннего заявления лидерами России, Азербайджана и Армении, провозглашена и Азербайджаном, и Арменией. Азербайджан показывает комплексный выверенный стратегический подход – мы и строим в три раза быстрее альтернативную Лачинскому коридору дорогу, и отдаем диверсантов, и готовы предоставить армянам азербайджанские паспорта. Мы помним, за время карабахского конфликта, дипломатия так и не возымела успеха. Азербайджану пришлось в ответ на очередную провокацию Армении осенью 2020 года действовать.
- Пашинян накануне заявил о готовности принимать тяжелые решения – то есть по всей видимости подписать мир с Азербайджаном. Заявления после эскалации традиционно были и приправлены обвинениями в адрес Азербайджана – перенос вины на него, и продолжающимися заявлениями о готовности к миру… После этого Пашинян отказался от участия в ШОС. И вечером же в Ереване возобновились протесты после заявлений Пашиняна, но не сильные…
- То, что Пашинян отказался от участия в ШОС – с одной стороны, он хотел показать, что когда отечество находится в опасности, он не может выглядеть лидером, который обсуждает международную кооперацию и формирование нового многополярного мира. Во-вторых, ну не хотелось Пашиняну ехать. Ведь он понимает. Помимо Путина там будут Алиев, Эрдоган - начнут прижимать, что надо, Никол, идти к миру, надо, Никол подписывать, по-другому никак. Да и в общем, там собираются, разве что за исключением Индии, страны все больше проазербайджанской позциии. Он сейчас находится в реально незавидном положении. И Путин, Алиев и Эрдоган будут в определенной степени единым фронтом работать. Они друг друга поймут. Потому что если у Пашиняна задачи здесь и сейчас – в частности, устоять перед всеми и сохранить власть, а у них – глобальные геополитические задачи, которые надо решать – и которые решаются в том числе посредством окончательного урегулирования ситуации на Южном Кавказе. Стоять на месте у них времени нет, а Армения тормозящий фактор. Поэтому ей надо помочь, подтолкнуть. Большие соседи и будут это делать. Это и есть в том числе тема переговоров Путина и Эрдогана, Путина и Алиева. Лидеры наших стран поймут друг друга и договорятся. Вот сейчас Иран становится членом ШОС на саммите в Самарканде. Здесь же дружественная России и Азербайджану Белоруссия. На прошлой неделе в Баку Россия, Азербайджан и Иран подписали декларацию о завершении строительства ставшего стратегическим транспортного коридора «Север-Юг». Динамика-динамика-динамика. Сегодня некогда созданные для кооперации структуры реанимируются, реагируя на геополитические, геоэкономические реалии и приступают к действительному сотрудничеству, взаимодействию, реализации конкретных проектов. А армяно-азербайджанское урегулирование, разблокирование транспортно-экономических связей на Южном Кавказе – это часть большого процесса сотрудничества. Поэтому Армению будут подгонять. И подгоняют.
Сложно сегодня быть Николом Пашиняном – с одной стороны на тебя давит армянское общество и хотят снести реваншисты (накануне уже пытались штурмовать здание Нацсобрания), с другой стороны, есть трехсторонние договоренности, которые тебе надо выполнять. Есть сосед, который очевидно гораздо сильнее и политически, и экономически, и с военной точки зрения. И есть Россия и Турция, которые также несут политическое ответственность за урегулирование и заинтересованы в мире на Южном Кавказе. Пашиняну ничего не остается, как балансировать. То говорит, что подпишу, что не переживайте, не подпишу. Он бы хотел подписать. Но боится, что снесут. Вот в парламенте в очередной раз прощупывал почву. Что после – оппозиция надавила, спровоцировала протесты.
- Мы видели реакцию на эскалацию Запада. Она оказалась довольно бурной, такого не было давно. Все главные европейские международные структуры отреагировали на эскалацию. Буквально на следующий день в регионе приехал спецпредствитель ЕС, а до этого глава европейской дипломатии призвал военных вернуться на свои позиции до эскалации. Франция обвинила Азербайджан в обстреле Армении, сам Макрон заявил, что территориальная целостность Армении не должна нарушаться. Теперь Франция по запросу Армении провела заседание Совбеза ООН, на котором Армения выступила с обвинениями в адрес Азербайджана и предложением решать "карабахский конфликт" посредством Совбеза.
- Азербайджан для Запада всегда будет оставаться государством неудобным. Всегда, когда можно, они внезапно заговорят о правах человека, выпустят новую антиазербайджанскую резолюцию… Поэтому при всем получении выгоды от Азербайджана как от нефтедобывающего государства, на него будут давить. Тем более, что Азербайджан, и это сегодня особенно видно, проводит независимую политику, относится к не такому большому ряду государств, по-настоящему суверенных и ни от кого не зависящих, которое прекрасно вписывается в этот новый формирующийся мировой многополярный миропорядок. Западу это мало нравится. Поэтому, несмотря на тесное экономическое сотрудничество, Запад при любом возможном случае будет Баку поддавливать, пытаться на него влиять. Это Ильхам Алиев прекрасно понимает и к американским, европейским инициативам относится соответствующе.
Понятно, c кем у Азербайджана реально союзные отношения – это и Турция, и Россия. Азербайджан рассчитывает на предсказуемых союзников, которые не связаны идеологическими догматами, которые в любой момент захотят обернуть против него.
То, с какими заявлениями выступила Армения в Совбезе - понятно, что она традиционно пытается из себя строить пострадавшую сторону, делать какие-то обвинения в адрес Азербайджана, но суть-то от этого не меняется - это страна, которая изначально оккупировала азербайджанские территории, нарушила международное право, удерживала эти территории порядка 30 лет. Механизм Совбеза ООН или Минской группы ОБСЕ ничем за эти 30 лет не помог для решения карабахского конфликта. Собственно, что здесь можно сказать - пусть сначала Армения начнется выполнять взятые на себя договоренности по армяно-азербайджанскому урегулированию. А она пытается апеллировать к устаревшим механизмам, бросить все силы на то, чтобы пересмотреть трехстороннее заявление лидеров РФ, Азербайджана и Армении хоть как-то в свою сторону и силы эти находит на Западе. Армения пытается устроить скандал и вернуть ситуацию чуть ли не к довоенной - до Второй Карабахской войны. Но это нереально, ситуация в регионе изменилась. Что касается такой активности западных стран именно в этот раз - США, Франции, ЕС в целом - просто они решили воспользоваться ситуацией и пытаться влиять на процесс урегулирования. Как видим, встав в некотором роде на сторону Армении. Вот уже сообщается, что в Армению для ее поддержки приедет спикер Палаты представителей конгресса США. Вполне говоряще, если не кричаще.
- Запад, как вы сказали, мы в очередной раз увидели на конкретной ситуации, решил поддавливать Азербайджан. То есть это еще раз свидетельствует о том, что сама ситуация разделяет государства в лагери в определенной степени и, в частности, укреплению взаимодействия Москвы, Баку и Анкары?
- Москва, Баку и Анкара будут только наращивать взаимодействие. Да, к этому действительно объективно толкают внешние обстоятельства. Ведь ни Москва, ни Анкара, ни Баку никогда не войдут в условный западный мир на правах полноправны членов. Россия, понятное дело, сейчас де-факто полностью порвала отношения с Западом, Турция ведет внешнюю независимую политику, что не нравится в западных столицах. Мы видим, как ее уже много лет критикуют за сотрудничество с Россией, а теперь особенно усиленно. За визит президента Эрдогана в Сочи, за соблюдение национальных интересов, неприсоединение к антироссийскому санкционному режиму Запада. Баку в этих условиях также, не будучи своим для Запада и будучи близким к Турции и России, объективно будет следовать своему независимому внешнеполитическому курсу, который в связи со всеми этими обстоятельствами, очевидно, будет далеко не западным. Как впрочем никогда им и не был. Поэтому, основываясь на этих реалиях, я бы ожидал последовательного укрепления отношений Москвы, Баку и Анкары. Мы уже видим, как они крепнут. Необходимо помнить, что решение о переводе отношений Москвы и Баку в рамки союза было озвучено в преддверии начала российской военной операции на Украине, и в Москве, безусловно, оценили жест президента Алиева и его готовность углублять отношения с Россией и проводить свой независимый внешнеполитический курс. В прошлом году между Баку и Анкарой была подписана Шушинская декларация о союзничестве. Поэтому, безусловно, и обстоятельства толкают эти три страны плотно взаимодействовать, и взаимопроникновение экономик и обществ.
- По поводу статуса Карабаха – и все-таки официальный Ереван продолжает манипулировать этой темой… Что будет и какое отношение к этому вопросу у Москвы?
- Никол Пашинян все время вынужден подчеркивать, что он не сдает национальные интересы. Но вопрос «статуса» Карабаха был еще как-то актуален до осени 2020 года. Сейчас ситуация изменилась и вопрос статуса исчезает порой даже из заявлений армянских чиновников. Потому что статус предполагает некое ограничение суверенитета, на которое Азербайджан никогда не пойдет. Он доказал свой суверенитет законным правом, но и делом. Поэтому вопрос «статуса» Карабаха решен, Карабах – это Азербайджан.
Что думает Россия по этому поводу? Россия понимает, что другого варианта нет. Безусловно, в России есть силы, которые выступают на стороне Армении, и я считаю, необъективно. Но у России, во-первых, нет желания влиять на эту ситуацию как-то негативным для Азербайджана образом. Потому что по сути сейчас вопрос Карабаха - это вопрос двусторонних отношений Азербайджана и России. Россия с временным мандатом миротворцев не является каким-то судьей в этом вопросе. Россия – посредник, у которого есть доверие обеих столиц.
- Насколько мы понимаем, России взяла на себя по согласию Баку и Еревана посредническую роль в вопросе подписания мирного соглашения… Ходят слухи, что эскалация произошла после визита представителя Госдепа Филипа Рикера в регион…
- Вопрос мирного договора обсуждался Владимиром Путиным с Николом Пашиняном на полях ВЭФ во Владивостоке. Российский и азербайджанский лидеры, без сомнений, также контактируют по этому вопросу. США, ЕС пытаются не допустить, чтобы какое-либо важное решение в рамках армяно-азербайджанского урегулирования было принято без их участия и при участии исключительно России. Москве, естественно, это не нравится. Азербайджан будет использовать все возможности – и российские, и американские, и европейские для продвижения процесса. Но у России в процессе все равно первая и ведущая роль. Потому что и российские миротворцы находятся «на земле», и географическое соседство, и исторические связи, тесные региональные у Закавказья с Россией, а не с Европой, США, которые находятся максимально далеко.
- Кстати, который раз Никол Пашинян уже в последнее время поднимает тему – дескать, есть силы, которые представляют Армению в России как прозападную, а н Западе как пророссийскую. Вот и накануне говорил об этому. К чему бы это?
- То, что Никол Пашинян поднимает тему пророссийскости и прозападности… ну это дань времени – российская военная операция все-таки ведется на Украине. Понятно, что сути от государств ожидается, что они займут ту или иную позицию – или пророссийскую, или антироссийскую. Никол Пашинян, по всей видимости, хочет, чтобы в России считали его пророссийским и Армению пророссийской и ее союзницей, потому что несмотря на все потуги Запада, Россия играет в процессе урегулирования более важную роль, чем западные страны. И на фоне все чаще звучащей из Еревана критики в адрес Москвы он хочет оправдаться.