AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Для чего Армения на фоне спецоперации России решила активизировать контакты с западными партнерами. Комментирует Игорь Коротченко

Для чего Армения на фоне спецоперации России решила активизировать контакты с западными партнерами. Комментирует Игорь Коротченко

Нана Хоштария
16.03.2022 11:50

/upload/iblock/a94/a949b2e1d2913de080c7efc9a2f19f4b.png

Политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко в интервью «Москва-Баку» - о том, почему Армения на фоне специальной операции России усиливает контакты с западными партнерами и как это отражается на ситуации на Южном Кавказе.

- Видится очень интересным то, что премьер-министр Армении Никол Пашинян на фоне кризиса вокруг Украины делает в Париже на совместном форуме с президентом Франции Макроном заявление: он выражает надежду на то, что, «все вызовы, с которыми сегодня столкнулась Европа в связи с событиями на Украине, мы преодолеем»… Армения – член ОДКБ. А сегодня сложилась такая международная ситуация, когда все страны обозначают свою позицию в связи с происходящим. Армения, стало быть обозначила… Хотя могла и в данном случае или промолчать или обозначить по-иному… И в принципе, не видно ярой поддержки со стороны Армении позиции России. Хоть на каком-то уровне.

- Армения заигрывала с Западом все 30 лет своей независимости. И продолжает ту же политику и сегодня, поэтому ничего удивительного здесь нет. Ереван пытается сидеть сразу на трех стульях – американском, европейском и российском. Так называемая многовекторность Пашиняна – это следствие той позиции, которую занимает Армения, вне зависимости от того, кто находится у власти в республике. Ее политика – это и нашим, и вашим. Напомню, что Армения, которая сегодня председательствует в ОДКБ, это страна, в которой действуют американские биологические лаборатории. Очевидно, здесь они занимаются тем же самым, чем и на Украине. Плюс, напомню, в Ереване самое большое на постсоветском пространстве посольство Соединенных Штатов Америки. Как говорится, все точки над i здесь расставлены.

Сейчас главный приоритет Кремля – это решение проблемы денацификации и демилитаризации Украины. Но, безусловно, соответствующие российские структуры как по линии дипломатии, так и по линии специальных служб разведки, естественно, отслеживают и смотрят, что происходит на постсоветском пространстве, какие комментарии идут, кто из политиков, первых лиц какую позицию занимает. Соответствующие компетентные структуры следят в том числе за тем, что делает Армения. Это безусловно. Оценки и практические шаги последуют позже.

- Позиция Турции по отношению к ситуации вокруг Украины. Как вы ее идентифицируете? Она, на самом деле, выглядит довольно яркой…

- Турция занимает важную позицию в этой ситуации... Усилия турецкой дипломатии, позиция Эрдогана, нацеленная на то, чтобы не втягиваться в антироссийские санкции, важны. Мы понимаем, что это прагматичная позиция, потому что Турция может стать главным бенефициаром с точки зрения как поставок на российский рынок целого ряда товарных позиций в рамках замены тех западных компаний, которые ушли из России, так и в плане направления потоков туристов, которые теперь еще в больше пропорции будут отдыхать в Турции. И это, несомненно, для турецкой экономики очень важно.

Правда было бы очень хорошо, если бы Турция прекратила поставки «Байрактаров» на Украину. Это было бы чудесно. Поэтому помимо дипломатических усилий Россия хотела бы, чтобы Анкара отказалась от этого. Было бы крайне желательно, если бы Турция подтвердила свою позицию такими политическими шагами.

- Так или иначе, Москва согласилась на посредничество Турции между Россией и Украиной на Анталийском дипломатическом форуме…

- Мы готовы на любые формы посредничества. Но пока не будут выполнены принципиальные уcловия, которые Путин выдвинул Украине, никаких практических решений не будет. А этими условиями являются денацификация, демилитаризация Украины, ее нейтральный статус, признание ДНР и ЛНР как суверенных государств, признание Крыма частью России, отказ от членства в НАТО, сворачивание ракетных, биологических и ядерных программ. Это те пакетные условия, основываясь на которых Россия дальше будет разговаривать о чем-то с Зеленским хоть на турецком треке, хоть на каком-либо еще.

- Мы видим и активизацию Азербайджана в вопросе посредничества в украинском урегулировании…

- Мы позитивно оцениваем усилия президента Алиева, МИД Азербайджана в выстраивании и реализации посреднических усилий. Безусловно, официальные лица России это приветствуют. это происходит потому, что авторитет Азербайджана позволяет выступать с инициативами и попытками решения тех или иных сложных международных проблем, в том числе предоставляя Баку в качестве потенциальной международной площадки переговоров Москве и Киеву.

Я могу выразить свою личную экспертную позицию. Нам в связи с формированием нового геополитического мироустройства создание евразийского пространства, в котором будет активно проявлять себя формат Россия – Турция – Азербайджан. Я думаю, это новый формат и новое мироустройство, которое уже неизбежно создается на наших глазах, требует новых союзов и нового осмысления геополитической реальности. Формат Россия – Турция – Азербайджан – один из них. Я являюсь убежденным сторонником того, что конфигурация Россия – Турция – Азербайджан может сделать многое для установления справедливого мира и нового миропорядка, который принесет благополучие и уверенность в завтрашнем дне.

Установление мира на Южном Кавказе является одним из сегментов этого движения к формированию нового мира. Безусловно, мир и стабильность на Южном Кавказе - это ключевой элемент безопасности и стабильности как для России, так и Азербайджана, Турции и других стран региона. Наши устремления здесь совпадают. Видим сейчас изменение позиции Ирана. Она стала более конструктивной, хотя и понятно, она ситуативна. Тем не менее, приветствуем любые усилия, чтобы сделать регион Южного Кавказа зоной экономического развития, стабильности и спокойствия.

- В последние дни есть активизация заявлений со стороны Баку и Еревана в связи с мирным соглашением между Азербайджана и Армении. Баку направил Армении новые предложения, состоящие из пяти пунктов… Правда на это Ереван ответил, что ничего в этих предложениях нового нет и главное для него в этой связи - это вопрос определения статуса Карабаха и прав карабахских армян…

- Никакого статуса Карабаха быть на может… Карабах – это Азербайджан. Поэтому если Армения не хочет подписывать мирный договор на этих условиях, условиях Азербайджана, то она просто накажет себя в сложившейся военно-политической ситуации.

- Ну то есть никакого мирного договора сейчас не будет…

- Это позиция Еревана и Пашиняна. И вопрос, насколько Ереван будет договороспособным… Для Азербайджана признание своей территориальной целостности - это ключевой момент мирного договора. И если Пашинян не хочет этого делать, то значит Армения высечет сама себя. Если она хочет этим заниматься, ну ради Бога. Де-факто и де-юре Карабах – это Азербайджан, и здесь любой неконструктив в данной сфере с позиции Еревана ни на что не повлияет с точки зрения глобальных раскладов, которые обозначены по итогам Второй Карабахской войны. Грубо говоря, Армения либо согласится, либо ее вынудят сделать то, что она обязана по трехстороннему заявлению.

- Cегодня Ереван заявил, что Армения и Азербайджан еще в начале 1990-х при подписании соглашения по СНГ взаимно признали территориальную целостность… Хотя в связи с оккупацией со стороны Армении азербайджанских территорий такое заявление выглядит довольно странным..

- Это все словесная эквилибристика, двуличие Пашиняна. Сегодня необходим полный вывод армянских незаконных вооруженных формирований из Карабахского региона Азербайджана, прекращение деятельности незаконной оккупационной сепаратистской администрации, мирная интеграция мирных граждан армянской национальности, проживающих в Карабахе в правовое поле Азербайджана. Это единственно правильное решение.

- Ереван сейчас очень активно привлекает западный «ресурс» по решению, как они заявляют, нагорно-карабахского конфликта… Армения на днях заявила, что официально обратилась к сопредседателям МГ ОБСЕ по вопросу запуска переговоров о мирном соглашении с Азербайджаном. Пашинян обсуждает этот вопрос с президентом Франции, на днях также были переговоры по урегулированию с госсекретарем США и премьером Канады. Глава МИД Армении на переговорах с представителями ЕС в последние дни продвигает идею «агрессии» Азербайджана на границе. Это что?

- Да, действительно, Армения традиционно прибегает к западному ресурсу. Кроме того, мы помним, что во Франции и США огромная армянская диаспора. А армянская диаспора – это всепроникающая мафиозная структура, которая действует в интересах Еревана. И она будет дергать за нитки и влиять на настроения французских и американских политиков, чтобы обеспечить какие-то выигрышные позиции для Армении на переговорах с Азербайджаном. Другое дело, что у них это не получится.

То, что Армения обратилась к сопредседателям МГ ОБCЕ… Ну она с тем же успехом может обратиться во всемирную лигу сексуальных реформ… Минская группа ОБСЕ свои функции исчерпала. На треке карабахского урегулирования она ничего решить не смогла, поэтому должна быть распущена.

В интересах Запада изолировать Россию от армяно-азербайджанского процесса, перетянуть одеяло на себя. Но понятно, что в конечном итоге это нереально.

- Ну хорошо, почему Армения по вопросу урегулирования не обращается к формату Россия – Азербайджана – Армения? Не нужно?

- Сейчас президент России занят исключительно украинской проблемой. Это первое. Второе – Пашинян в этой ситуации сейчас задумал половить рыбку в мутной воде. В Москве, как я и сказал, внимательно следят за тем, что происходит на постсоветском пространстве. После решения украинской проблемы соответствующие практические оценки последуют.

- Принятая на днях Европарламентом антиазербайджанская резолюция о «разрушении армянского наследия» в Карабахе – продолжение политики лоббизма?

- Для России Европарламент – это сборище фриков, принимающих решения, которые ни на что не влияют. Мы понимаем, что в Европарламенте много разного рода маргинального сброда, который, очевидно, идет на посулы и уговоры армянских лоббистов. С правовой точки зрения принятие такой совершенно неадекватной, не основанной ни на чем «резолюции» - это не более, чем колебания воздуха.