AZN = 54.42 RUB
USD = 92.51 RUB
EUR = 98.91 RUB
Новости дня

A
Путин и Алиев на Каспийском саммите могут обсудить Зангезурский коридор. Эксперты

/upload/iblock/995/995df5edd5836122aa60b28d034627bb.png

Президент России Владимир Путин 29 июня на «полях» Каспийского саммита в туркменском Ашхабаде проведет двусторонние встречи с президентами Азербайджана, Ирана и Туркменистана. Об этом сообщил помощник российского лидера Юрий Ушаков.

Кроме того, Ушаков уточнил, что цель саммита – переподтвердить стратегический характер многостороннего сотрудничества в регионе. Напомним, что страны «каспийской пятерки» (это Россия, Азербайджан, Иран, Туркменистан, Казахстан) в 2018 году подписали Конвенцию о правовом статусе Каспия.

В свете происходящих международных событий очевидно, что странам «прикаспийской пятерки» нужно сверить часы и с политической, и с экономической точек зрения, точки зрения региональной безопасности. Тем более, что в октябре Россия должна принять на своей территории Каспийский экономический форум.

Встреча Путина и Алиева на предстоящем Каспийском саммите, по мнению аналитиков, логична и особенно актуальна. Как, впрочем, и с иранским лидером. В последний раз Путин и Алиев встречались в ходе визита президента Азербайджана в феврале этого года. На днях глава МИД России Сергей Лавров посетил с рабочим визитом Баку. А до этого – Иран, ранее - Армению. Стоит напомнить, что 14 июня вице-премьер России Алексей Оверчук обсудил в Турции с Реджепом Тайипом Эрдоганом развитие торгово-экономического сотрудничества между странами.

На совместной пресс-конференции по итогам переговоров в Баку Сергей Лавров сообщил, что Россия и Азербайджан договорились предметно прорабатывать коридор «Север – Юг» и его часть, проходящую по территории РФ, Азербайджанской Республики и Ирана. Глава МИД Азербайджана Джейхун Байрамов также отметил, что азербайджанская сторона придает особое значение расширению транзитно-коммуникационных связей в регионе. «В этой связи проект транспортного коридора «Север-Юг» имеет особую значимость. Он показал свою эффективность и имеет возможность роста», - заявил Байрамов.

Транспортный коридор «Север-Юг» по морю и по суше должен связать страны Балтии с Индией через Россию, Казахстан, Азербайджан, Туркмению и Иран. В условиях санкций Запада в отношении РФ и срыва отработанных логистических цепочек транспортно-экономическое взаимодействие между Россией и Азербайджаном и другими странами региона принимает особо острое звучание, в том числе и активизация проекта транспортного коридора «Север-Юг».

Кроме того, Лавров и Байрамов обсудили разблокирование транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией, то есть создание Зангезурского коридора.

Сюда можно приплюсовать, что сегодня председатель Российско-иранского делового совета Владимир Обыденов на встрече с главой Торгово-промышленной, горнодобывающей и сельскохозяйственной палаты Ирана Гуламгусейном Шафеи заявил: «Завершение строительства части коридора «Север-Юг» - Решт-Астара имеет большое значение для торговых целей России и этот маршрут откроет для РФ путь к доступу в Пакистан». Железная дорога Астара — Решт — Казвин — должен соединить железные дороги России, Азербайджана и Ирана.

На этом фоне сегодня в Баку прошла первая встреча министров иностранных дел и транспорта Азербайджана, Турции и Казахстана.

Одна из целей создания такого формата – развитие транспортных коммуникаций между Европой и Азией. Министры обсудили развитие транспортных коммуникаций и грузоперевозок, в том числе и по Срединному коридору «Восток-Запад» через Каспийское море. Транспортный коридор «Восток-Запад» подразумевает поставку грузов по следующему маршруту: Китай-Казахстан-Каспийское море-Азербайджан-Грузия-Турция и/или Черное Море-Европа. Министры также обсудили значение открытия Зангезурского коридора с точки зрения диверсификации в рамках проекта «Восток-Запад».

По мнению экспертов, Азербайджан сегодня выступает как крайне активный региональный игрок, начинающий выходить за пределы регионального значения, и как значимый транспортный хаб между Востоком и Западом. На фоне международной ситуации, когда логистические цепочки усложняются и для многих стран появляется проблема продовольственной безопасности, Азербайджан выступает генератором обсуждений перспектив развития совместных транспортно-экономических проектов и решения возникающих проблем.

Для России развитие транспортных проектов в Каспийском, Кавказском регионах и далее с возможностью многоформатного сотрудничества сегодня становятся особенно острыми. С этой точки зрения для Москвы проект Зангезурского коридора, который должен быть построен в рамках армяно-азербайджанского урегулирования, также имеет стратегическое значение. В перспективе Зангезурский коридор позволит соединить Россию с Арменией и Турцией, основную часть Азербайджана с его Нахчыванской Автономной Республикой через армянскую территорию. В итоге образуется целая сеть транспортного взаимодействия между странами региона «на земле».

mixaaaa.jpgПолитолог Евгений Михайлов:

- Азербайджан за последние годы колоссально увеличил свою значимость в регионе и за его пределами по всем направлениям. В том числе в качестве транспортного хаба. В связи с завершением нагорно-карабахского конфликта на Южном Кавказе согласно трехстороннему заявлению лидеров России, Азербайджана и Армении в регионе должен быть реализован проект Зангезурского коридора, который открывает совершенно новые возможности для сотрудничества стран региона с выходом за его пределы. То же самое касается сотрудничества по транспортному коридору «Север-Юг», который также связывает в том числе страны Каспийского и Кавказского регионов. В этой связи Азербайджан остро чувствует пульс происходящего и выступает генератором реализации такого рода проектов.

Для России на фоне санкционной политики Запада подобные проекты важны – Европа для нас закрывается, нас блокирует, мы зеркально реагируем. Поэтому для нас важно расширение транспортных коридоров, увеличение участников в виде дружественных стран.

Официальные лица России в последние недели были в Турции, Иране, Армении, Азербайджане.

Официальная Анкара вчера в очередной раз заявила, что нет, мы не будем вводить санкции в отношении России, это невыгодно и ударит лично по нам. Здесь же Иран. Здесь же Азербайджан.

Проблема, что глобальному сотрудничеству в регионе по-прежнему мешает Армения, точнее тормозит процесс в минус себе же. Ереван блокирует процесс реализации Зангезурского коридора, и таким образом рубит сук, на котором сидит.

Азербайджану приходится находить альтернативы, поскольку у него нет времени ждать, стоять на месте, он не видит в этом смысла. Он активно, колоссальными темпами осуществляет проекты. Вот несколько месяцев назад с Ираном договорился о строительстве дороги из своей основной части через иранскую территорию в Нахчыван. Хотя мы помним, как еще в прошлом году у Тегерана и Баку был конфликт. Традиционно Азербайджан сумел договориться, продемонстрировать конструктивный подход.

Мы помним, что Россия заложила в проект окончательного урегулирования, нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией экономическую составляющую – разблокирование транспортно-экономических связей между двумя ранее конфликтующими странами. Экономика движет миром. Армении нужно признать, что мир изменился и выстраивать экономические отношения с соседями при посредничестве России как гаранта безопасности в регионе. Создание транспортного коридора повлечет за собой возникновение новых транспортных хабов, откроет новые возможности для всех стран региона. Подразумевается, что благодаря открытию транспортного коридора, налаживанию экономического взаимодействия на протяжении десятилетий конфликтовавшие страны начнут сотрудничать, сближаться. А урегулирование конфликта и нормализация отношений – путь к стабильности и безопасности, прозрачности в регионе, в чем Россия заинтересована. Кроме того, это путь к сотрудничеству. Поэтому для России крайне важно разблокирование транспортно-экономических связей. И в этом логика политики России.

Для России и Азербайджана, как и для Турции и, наверное, Ирана эта повестка очень важна. Ее обсуждали официальные лица России недавно и в Турции, и в Армении, и в Иране, и в Азербайджане. И, конечно, у Путина и Алиева на Каспийском саммите будет возможность сверить часы с точки зрения реализации таких проектов. Тем более, что Лавров обсудил движение на пути к разблокированию транспортных связей и в Ереване, и в Баку. Позиции ясны. А лидеры России и Азербайджана обозначат, как двигаться вперед.

Вопрос, который сегодня встает, – когда Армения окончательно выполнит те договоренности, под которыми она подписалась. Похоже, она, как и многие страны в сегодняшней международной ситуации, чего-то выжидает. Все смотрят, что будет после специальной военной операции России на Украине. Армения любит вилять хвостом – и нашим, и вашим. Несмотря на то, что она является России союзником, она нарушает договоренности по армяно-азербайджанскому урегулированию. В Армении раскачивается ситуация, чтобы не были окончательно реализованы договоренности, достигнутые в 2020 году.

Армения пытается с точки зрения армяно-азербайджанского урегулирования апеллировать к Соединенным Штатам Америки и Франции. Продвигает идею урегулирования через Минскую группу ОБСЕ. Но по итогам переговоров в Баку, состоявшихся на днях, глава МИД России подтвердил: Минской группы больше нет. После этого в МИД Армении российскому министру попытались возразить.

Россия в 2020 году взяла на себя основную нагрузку по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, а Минская группа ОБСЕ осталась в стороне и в конечном итоге была признана несостоятельной. Остается только посмеяться заявлению МИД Армении. Все точки уже в этом вопросе расставлены. Сама структура ОБСЕ в глазах России является токсичной.

Россия имеет рыгачи влияния с точки зрения реализации трехстороннего заявления Москвы, Баку и Еревана.

После того, как завершится специальная военная операция на Украине, все оставшиеся проблемы армяно-азербайджанской нормализации будут решаться более быстрыми темпами.

С точки зрения безопаcности, развития транспортно-экономических проектов на перспективу имеет большое значение формат регионального взаимодействия 3+3 (три закавказских республики и три их больших соседа – Россия, Турция, Иран). Правда Грузия пока отказывается присоединяться к формату. Но при этом Тбилиси не поддержала санкции в отношении России. Поэтому есть шанс, что Грузия все же изменит свое решение в вопросе формата 3+3. Над этим работают. И тогда 6 стран будут решать региональные вопросы, а не западные партнеры. Я считаю, что 3+3 может быть рабочим, действующим и продуктивным форматом. Мир меняется. Сейчас сложно сказать, когда он заработает в полной мере. Но я уверен, что это будет. И Россия, Азербайджан, Турция прилагают к этому максимум усилий.

Кроме того, я считаю, что и формат союзного партнерства России, Турции и Азербайджана возможен и к этому есть все предпосылки. Летом прошлого года между Азербайджаном и Турцией была подписана Шушинская декларация. А в феврале этого года Декларация о союзническом взаимодействии России и Азербайджана. Сейчас Турция показывает роль сильного игрока, когда отказывает Западу в его претензиях к России. И это, возможно, один из шагов навстречу трехстороннему формату. Сейчас наступает время, когда будут рушиться многие союзы и появляться новые. Допускаю, что еще год-два и у нас может сформироваться военно-политический союз, может быть он будет даже шире, чем три страны.

vitaly-arkov.jpgПолитолог, руководитель портала PolitRUS Виталий Арьков:

- Азербайджан, несмотря на то, что является небольшой страной, уникален с точки зрения своего географического положения между Востоком и Западом, он сумел стать транспортным хабом и одним из важнейших звеньев большого транспортного коридора. У Баку сегодня есть все возможности, чтобы развивать транспортные проекты с разными партнерами. Это не только повышение статуса на международной арене, но и практическая выгода. Под новые рынки он может увеличивать и объемы производства.

Россия сейчас в связи с известными событиями заметно педалирует проект транспортного коридора «Север-Юг». Иран в нем тоже заинтересован.

Напомню, что МТК «Север-Юг» - это огромный проект с большим количеством ответвлений. К нему проявляется интерес Китай. Здесь также мы видим связь на перспективу в китайском проекте «Один пояс, один путь» и интересе к нему России и Азербайджана.

Поэтому Путину и Алиеву есть что обсудить как в целом с точки зрения сотрудничества в новых условиях, так и с точки зрения конкретных проектов, в том числе транспортных, в частности, и проекту «Север-Юг», и Зангезурскому коридору.

В перспективе события, связанные с Украиной, закончатся, и окно в Европу снова через Петербург будет прорублено. И коридор «Север-Юг» в изначально запланированном формате будет работать. Текущая ситуация блокирования Западом России временна. Товары будут идти в том числе и в Европу. Это понимают не только в России, но и здравомыслящие люди в ЕС. Это необходимо для развития экономики всех сторон.

По открытию коммуникаций на Южном Кавказе - Армения должна себя вести конструктивно по Зангезурскому коридору и другим вопросам. С одной стороны, в Ереване понимают всю выгоду от участия в этих проектах, с другой стороны, многолетняя пропаганда, реваншистская настроенность некоторой части общества тормозит Армению, тянет ее на дно. Пашинян может быть и готов к миру с Азербайджаном, открытию коммуникаций. Но должно быть готово и общество, оно должно выбрать - развиваться со всем регионом или остаться в прошлом, в изоляции, с территориальными претензиями к соседним государствам, наслаждаться фантомными болями, которые не позволяют Армении реально стать частью важных экономических проектов.

Кстати, я бы не исключил руку Тегерана в том, что Ереван не решает вопрос с Зангезурским коридором. Реализация проекта Зангезурского коридора рушит планы между Ираном и Арменией о работе нелегального коридора. Помните, скандал был в прошлом году между Тегераном и Баку, когда азербайджанская сторона поставила свои посты на дороге, соединяющей Армению и Иран через находящийся под контролем сепаратистов Карабах. А если будет Зангезурский коридор, то через него нелегальным поставкам наступит конец.

Азербайджан и Иран после того конфликта все равно сумели договориться – начато строительство дороги из Азербайджана в его Нахчыван через Исламскую Республику. Это не самый лучший вариант для Азербайджана, поскольку таким образом он отчасти попадает в зависимость от Тегерана. Эта дорога не заменит Зангезурский коридор, но Азербайджан ищет различные схемы реализации проектов, чтобы не стоять на месте.

Вполне вероятно, что Тегеран исподтишка пакостит. Но рано или поздно вопрос будет решен. Это однозначно.

А руководство Армении, как это и свойственно, пытается побольше себе выторговать. Это как и с Карабахом. Есть договоренности – а Ереван: ну давайте еще это, и это обсуждать. Хотя все уже решено. Так и с Зангезурским коридором. Подписаны трехсторонние документы. Все понятно по коридору. Но нет, Армения говорит, что надо еще обсудить. У властей Армении в международном диалоге работает базарная логика, которая не должна быть у людей с госмышлением. А она присутствует.

Базарная логика работает и в продвижении Ереваном позиции, что переговоры с Азербайджаном должны вестись через Минскую группу ОБСЕ. Господин Лавров в Баку озвучил реальность, которая есть. Минская группа была мертва давно. Это стало очевидно во время Второй Карабахской войны. Между Ереваном и Парижем остаются особые связи. И Евросоюз хочет прийти не мытьем, так катаньем на Южный Кавказ и использовать для этого условную «Минскую группу». Запад хочет через Минскую группу, через Ереван играть какую-то роль, усиливать свое влияние на Южном Кавказе. США и Франции. Армения исторически является форпостом Франции в регионе. И Армения подыгрывает ей. Заявления Армении, что нужно вести переговоры через МГ ОБСЕ – это пустые заявления, которыми она делает реверанс в сторону Парижа.