AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Политолог Игорь Коротченко об итогах 2021 года для российско-азербайджанских отношений: Мы вновь с успехом прошли все вызовы

/upload/iblock/c12/c12cf2e43067bb2da2be952e664712a8.png

Политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко обозначил «Москва-Баку» итоги 2021 года для российско-азербайджанских отношений, назвал главные события года для двустороннего сотрудничества и вызовы, которые странам удалось успешно пройти.

Россия и Азербайджан как катализаторы мирных процессов на Южном Кавказе

-Несмотря на пандемию коронавируса, взаимодействие между Россией и Азербайджаном на высшем уровне в этом году традиционно осуществлялось на постоянной основе. Президенты России и Азербайджана поддерживали постоянный контакт. Мы видели развитие всего комплекса стратегического сотрудничества между Москвой и Баку - в сфере политики, экономики, культуры. Но центральной задачей, на которой были сосредоточены Россия и Азербайджан в этом году, темой, державшейся на постоянном контроле лидеров, стало выполнение в практическом плане трехсторонних договоренностей по армяно-азербайджанскому урегулированию. Во многом именно эта тема по понятным причинам прошла красной нитью через весь год. В этой связи ключевыми событиями по данному направлению стал трехсторонний саммит лидеров России, Азербайджана и Армении 11 января, а также 26 ноября в Сочи, которые в развитие трехстороннего заявления от 9 ноября 2020 года зафиксировали необходимость реализации конкретных проектов в рамках разблокирования транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией, а также делимитации границы двух стран с последующей ее демаркацией.

Безусловно, можно сказать, что за этот год Россия и Азербайджан еще больше укрепили свой статус в регионе. И Москва, и Баку выступали главными катализаторами выполнения трехсторонних договоренностей, стимулировали другие страны региона к движению по пути сотрудничества в регион. Россия переподтвердила свой статус главного посредника в урегулировании. Мы работали на результат, а результатом должно стать мирное будущее Южного Кавказа на основе уважения территориальной целостности государств региона. И для России, и для Азербайджана важны практические результаты. А они заключаются в том, чтобы через прежде всего экономическое взаимодействие стран региона, разблокирование транспортных коммуникаций мы приближались к мирному взаимодействию между Азербайджаном и Арменией и другими странами.

Как видим, в этом году начала работу региональная консультативная платформа «3+3» (три закавказских государства + три их больших соседа – России, Турция, Иран), которую ранее предложили лидеры Азербайджана и Турецкой Республики и которую поддержала российская сторона. Начались подвижки в нормализации отношений между Турцией и Армении в рамках общего процесса налаживания мирного сотрудничества в регионе после завершения нагорно-карабахского конфликта. И Россия приветствует улучшение турецко-армянских отношений. Пока вопрос движения по этому пути упирается исключительно в Ереван.

К сожалению, пока неконструктивная позиция Армении не позволяет говорить, что в 2021 году был достигнут какой-то прорыв в армяно-азербайджанском урегулировании, реализации трехсторонних договоренностей. Тем не менее, как с азербайджанской, так и армянской стороны, со стороны российского лидера отмечена эффективная работа российского миротворческого контингента.

Вместе с тем, сегодня есть осторожный оптимизм, что в предстоящем 2022 году практический процесс делимитации и демаркации границы между Азербайджаном и Арменией все же начнется, начнется практическое разблокирование транспортных коммуникаций, в частности, будет запущен Зангезурский транспортный коридор, который свяжет основную часть Азербайджанской Республики с его Нахчыванской Автономной Республикой. Рассчитываем, что Армения скорректирует свою прежнюю, достаточно неконструктивную позицию. В этом плане я пессимист, однако посмотрим, как ситуация будет развиваться в начале года.

Пресечение попыток ввести провокационные темы в повестку урегулирования

Можно говорить и о том, что в 2021 году и Москва, и Баку пресекли наблюдавшиеся попытки ввести провокационные темы в повестку армяно-азербайджанского урегулирования. В частности, западные страны, Франция, США в интересах Армении крайне активно старались вынести на стол переговоров вопрос статуса Карабаха. У них это не получилось. Вопрос статуса так называемой "НКР" – абсолютно искусственная проблема. Незаконное армянское сепаратистское образование не имеет никакого статуса и не будет иметь. Да, безусловно, Пашинян пытался продавливать эту тему в различных переговорных форматах. Со стороны России эта тема была пресечена. Премьер Армении попытался эту карту разыгрывать в контактах с западными странами. Здесь активным лоббистом интересов Еревана, к сожалению, в очередной раз выступила Франция, в которой весной 2022 года пройдут президентские выборы. Сегодня тема статуса Карабаха не стоит на повестке переговоров. Карабах - это Азербайджан! Никто в мире не ставит под сомнение международно-признанные границы Азербайджанской Республики, поэтому попытки армянских сепаратистов, армянской диаспоры, имеющей воздействие на Конгресс США, на французский парламент, не увенчаются успехом. Ни о каком статусе не может быть и речи. Скоро карабахским армянам придется выбирать - либо интегрироваться в азербайджанский социум, стать гражданами Азербайджана со всеми правами, либо не иметь никаких перспектив.

«Вызов» для отношений в виде Турции и Армении

В этом году в Армении, а также в армянской диаспоре снова пытались, в том числе для российской общественности, для российских политических кругов манипулировать идеей «турецкой угрозы». Но в Москве таким манипуляциям в очередной раз не поддались. Москве в этом году удалось развивать с Анкарой конструктивное взаимодействие по армяно-азербайджанскому вопросу. И в Азербайджане такое взаимодействие также высоко оценивают. В азербайджанском Агдаме, напомню, действует Российско-турецкий мониторинговый центр за ситуацией в Карабахе. Поэтому попытки армянских и проармянских кругов негативно повлиять на отношения России и Турции также оказались безуспешными. Я бы сказал, что отношения России и Турции никак не соприкасаются с отношениями России и Армении. Мы самодостаточная страна, наш президент Владимир Путин осуществляет политику в соответствии с национальными интересами, естественно, не оглядываясь ни на кого. С Турцией мы реализуем масштабные экономические проекты, в том числе строительство атомной электростанции в Аккую, «Турецкий поток». Активно развивается российско-турецкое военно-техническое сотрудничество в области поставок новейших российских систем противовоздушной обороны большой дальности C-400. Первый контракт по поставкам C-400 уже выполнен. Второй контракт находится на стадии выхода на подписание. Да, с Турцией у нас есть противоречия по Сирии, в частности, по Идлибу, сохраняются противоречия по Ливии. Но это неизбежно, ведь каждая страна имеет собственные национальные интересы. В чем-то наши позиции совпадают, в чем-то нет, но это не мешает нашему нормальному взаимодействию с Турцией. И Армения здесь вообще ни при чем. Мы наблюдаем активную попытку и официального Еревана, и армянской диаспоры педалировать «турецкую угрозу», попытки навязать России ложные представления о том, что для нас хорошо, а что для нас плохо. Но это сугубо армянская точка зрения. А она эгоистична по сути. Армения хотела, чтобы Россия воспринимала Турцию как врага, как потенциальную угрозу и чтобы Россия таскала для армянства каштаны из огня. Вот чем они занимаются – системно, настойчиво, последовательно. Мы видим, как армянская диаспора активно манипулирует настроениями в обществе в ряде стран, в частности во Франции и США. В России так не получится. Путин ориентируется исключительно на интересы России и российского народа. Он реализует национальные интересы последовательно, четко и настойчиво. Попытки навязать России армянские представления, скорректировать их на российскую внешнюю политику на турецком треке со стороны армянской диаспоры, как бы она ни завывала, как бы ни истерила, провалились. Россия выступает за нормализацию отношений между Арменией и Турцией. События столетней давности давно прошли. Никакой «Великой Армении» никогда и не было и не будет. Существует Армения в пределах ее международно-признанных границ, она такой и будет и не расширится ни на метр ни за счет территорий Турции, ни за счет территорий Азербайджана, ни за чет территорий каких-либо других государств. Это данность. Если кто-то не хочет с этой данностью смириться, это его проблема. В данном случае мы говорим о том, что Россия реализует комплекс отношений с Турцией исключительно через призму своих национальных интересов. Так есть и так будет.

Поэтому можно совершенно четко говорить, что Россия, Азербайджан, Турция в этом году смогли пройти все подобные вызовы.

ОДКБ не повелась

В продолжение темы вызовов, с которыми столкнулись отношения России и Азербайджана в этом году и прекрасно с ними справились, могу напомнить, что Армения неоднократно пыталась спровоцировать Организацию Договора о коллективной безопасности (ОДКБ). Как мы помним, с мая со стороны Армении активно шли военные провокации, силы реванша снова пытались развязать конфликт, чтобы изобразить из Армении жертву и иметь повод обратиться в ОДКБ. Но в Организации Договора о коллективной безопасности не дураки сидят, и в Москве не дураки сидят. Все прекрасно понимают суть армянской политики – поживиться за чужой счет. Этого не будет. Надо было Еревану выигрывать Карабахскую войну, а если проиграли, пусть отползут и молчат. Русские солдаты за Армению воевать, проливать кровь не будут, как бы ни старались армянские лоббисты реализовать такой сценарий. Россия будет воевать исключительно за свои интересы, за свою территорию. А не за экспансионистские планы Армении, этого не будет никогда. Поэтому все попытки разыграть карту ОДКБ, карту России, изобразить из себя жертву, окончились для Армении очередным политическим и военным фиаско. А если в Ереване хотят и дальше реализовывать такую политику, что здесь сказать - флаг им в руки.

Конфликт между Азербайджаном и Ираном, Тегеран «сдался»

В этом году после того, как к власти в Иране пришел новый президент, между Баку и Тегераном возникла напряженная ситуация из-за проверки азербайджанской стороной иранских фур на перешедшей под контроль Баку части дороги Гёрус-Кафан, соединяющей Армению и Иран. После этого Тегеран показал настоящую истерию. Азербайджан очень уверенно справился с ситуацией. Но свою заинтересованность в урегулировании показала и Москва. Мы помним, как высокопоставленные иранские эмиссары после этого приезжали в Москву на переговоры, где министром иностранных дел России было четко объяснено, что Москва заинтересована в стабильности и добрососедстве всех стран на Южном Кавказе, что она не заинтересована в конфронтации между Ираном и Азербайджаном. В итоге мы увидели разворот иранской политики - от нагнетания страстей, бряцания оружия снова к добрососедским заявлениям, уважению в адрес Азербайджана.

Сейчас, в декабре, глава МИД Ирана совершил свой первый визит в Баку и показал совершенно конструктивную позицию Тегерана по отношению к Баку. Министр иностранных дел Исламской Республики заявил о заинтересованности иранских компаний в участии в восстановлении освобожденных территорий Азербайджана, проработке между Баку и Тегераном «дорожной карты» экономического сотрудничества и активном участии ИРИ в региональном формате «3+3».

Российско-азербайджанский экспертный совет

В этом году также был создан Российско-азербайджанский экспертный совет, что является важным событием. Я выступал и выступаю за расширение экспертного диалога между Азербайджаном и Россией. Эксперты – более свободные в оценках, во взглядах, чем политики, и могут предлагать нетривиальные, смелые решения сложных вопросов. В этом плане в России приветствуют любое конструктивное взаимодействие экспертов, создание новых площадок для диалога. В Азербайджане много уважаемых политологов, действует Центр анализа международных отношений – эффективный мозговой центр с очень хорошим потенциалом. И, безусловно, выстраивание отношений в разных форматах – это чрезвычайно важно, ценно и полезно для определения перспектив сотрудничества на треке российско-азербайджанских отношений.

Сотрудничество на освобожденных территориях и потенциальный статус в ЕАЭС

Важный момент – Россия на официальном уровне подтвердила свой интерес к участию в проектах на освобожденных от оккупации территориях Азербайджана. Одним из важных результатов сотрудничества стала закладка в Джабраиле фундамента совместного сервисного центра ОАО «КАМАЗ» и «Гянджинского автомобильного завода». В целом безусловно на освобожденных территориях необходимо развивать инфраструктуру, создавать рабочие места. Россия будет продолжать активно участвовать в этом процессе для взаимовыгодного сотрудничества с Азербайджаном.

Кроме того, в декабре Баку посетил вице-премьер России Алексей Оверчук, который заявил об открывающихся для Азербайджана возможностях при сотрудничестве с ЕАЭС. Мы рассчитываем, что Азербайджан получит статус наблюдателя при ЕАЭС и это тоже позволит активизировать контакты между двумя странами.

Статус для России в Движении неприсоединения

В этом году Россия в рамках председательства Азербайджана в Движении неприсоединения получила статус наблюдателя в Движении неприсоединения. Движение неприсоединения – эффективный международный инструмент, объединяющий страны, которые выбрали себе внеблоковый статус. Как известно, страны-члены Движения выступили за продление председательства Азербайджана в организации еще на год, что говорит о его высоком статусе и международном авторитете. Россия заинтересована в разных форматах сотрудничества, в том числе и с этой организацией, поскольку современный мир меняется, cтановится многополюсным и в этой ситуации важно максимально широко выстраивать контакты, взаимодействие с тем, чтобы совместно решать международные и региональные проблемы.

Плотное взаимодействие в борьбе с пандемией

Второй год между Азербайджаном и Россией идет плотное взаимодействие в борьбе с коронавирусом. В этом году в Баку приезжал министр здравоохранения РФ, в Азербайджане успешно прошли испытания совместной комбинации вакцин «Спутник V» и AstraZeneca. Двустороннее сотрудничество в рамках борьбы с коронавирусом идет активно. Россия поставляет в Азербайджан свою вакцину, осуществляется активное взаимодействие между профильными ведомствами.

Мы помним, что ранее Азербайджан инициировал специальное заседание в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН по взаимодействию стран на фоне пандемии коронавируса. Это была глобальная инициатива, что показывает - Азербайджаном формирует актуальную повестку и инициирует обсуждение проблем на международном уровне.

Резолюция против героизации нацизма

Азербайджан в этом году снова поддержал в рамках сессии Генеральной ассамблеи ООН инициированную Россией резолюцию о борьбе с героизацией нацизма. Неудивительно, что Азербайджан в этом вопросе ежегодно, последовательно поддерживает Россию, так как Азербайджанская ССР вместе с другими республиками Советского Союза участвовала в Великой Отечественной войне. Сегодня у России и Азербайджана общее понимание, что героизация нацизма недопустима, недопустима в любой стране и в любых формах. Между тем, мы видим, что в Армении идет активная героизация пособников Гитлера. В частности, в центре Еревана установлен памятник Гарегину Нжде, коллаборационисту, который готовил для немецких спецслужб армянские диверсионно-разведывательные группы, забрасываемые в советский тыл. Члены этой группы участвовали в нападении, убийстве солдат Красной армии, мирного советского населения, осуществляли теракты. И героизация сегодня подобного рода персонажей недопустима. Здесь позиция России и Азербайджана абсолютно едина. И поддержание резолюции в Генассамблее ООН – это выполнение долга памяти перед теми 27 млн советских людей, которые погибли во имя Победы. И работу в этом направлении надо усиливать, потому что есть прямая связь между преступлениями гитлеровцев и тех армянских коллаборантов, которые с ними сотрудничали, с тем, что творили сепаратисты на оккупированных ими ранее азербайджанских территориях. Во время оккупации целые города, села были стерты ими с лица земли. Те преступления, которые осуществляли армянские вооруженные формирования, ничем не отличаются о того, что творили гитлеровские оккупанты. Убийство мирных граждан фашистами и Ходжалинский геноцид – это явления одного порядка. Прощать это нельзя. Срока давности за убийство мирных граждан, за геноцид, за уничтожение городов нет. Армянские политики и генералы, которые отдавали соответствующие приказы, те, кто их выполнял, эти лица должны быть поименно названы и преданы суду за преступления против человечности.

Поддержка России на саммите «Восточного партнерства»

Азербайджан в декабре четко поддержал Россию и Белоруссию на саммите «Восточного партнерства», как всегда традиционно делает на международных площадках. Баку не позволил нанести политический удар по нашим странам, а как известно, Россия и Белоруссия – это Союзное государство. И мы очень ценим, мы признательны президенту Азербайджана Ильхаму Алиеву за его четкую, честную позицию. Эта позиция неконъюнктурна. В лице Ильхама Алиева и Азербайджана в целом мы видим надежного стратегического партнера.