AZN = 54.27 RUB
USD = 92.26 RUB
EUR = 99.71 RUB
Новости дня

A
Игорь Коротченко: Армянская оппозиция уже ничего не изменит, Москва признаёт Карабах частью Азербайджана

/upload/iblock/b91/b91da4543dd1eb3ffc128ed820bbbbce.jpg

Встреча лидеров Азербайджана и Армении Ильхама Алиева и Никола Пашиняна прошла накануне в Брюсселе по инициативе и посредничестве главы Евросовета Шарля Мишеля.

Первая встреча в таком формате прошла в Брюсселе 14 декабря прошлого года. А 4 февраля онлайн-переговоры с участием Алиева, Пашиняна и Мишеля провел президент Франции Эммануэль Макрон. 

По итогам новых переговоров, продлившихся более 4-х часов, президент Евросовета распространил заявление, в котором зафиксировано, что президент Азербайджана Ильхам Алиев и премьер-министр Армении Никол Пашинян договорились поручить министрам иностранных дел заняться подготовкой будущего мирного договора.

Кроме того, Мишель «подчеркнул важность гуманитарных жестов с обеих сторон для укрепления доверия и мирного сосуществования, необходимость полного и скорейшего решения всех нерешенных гуманитарных вопросов, включая освобождение оставшихся задержанных и всестороннее решение проблемы пропавших без вести", и готовность Евросоюза поддержать эти усилия. "ЕС также будет продолжать поддерживать меры по укреплению доверия между Азербайджаном и Арменией, а также гуманитарные усилия по разминированию, в том числе путем предоставления экспертных консультаций и увеличения финансовой помощи, а также помощи пострадавшему от конфликта населению, реабилитации и реконструкции», - говорится в заявлении.

Также отмечается, что делимитация и демаркация их границы будут иметь важное значение, с этой целью, в соответствии с Сочинским заявлением от 26 ноября 2021 года, также было решено созвать Совместную пограничную комиссию до конца апреля. Мандат Совместной пограничной комиссии будет заключаться в делимитации границы между Арменией и Азербайджаном, обеспечении устойчивой безопасности вдоль и вблизи границы.

«Президент Мишель также подчеркнул, что обеспечение надлежащего дистанцирования сил является важным элементом предотвращения инцидентов и снижения напряженности. Президент Мишель подтвердил готовность ЕС предоставить советы и поддержку. Лидеры также обсудили восстановление инфраструктуры коммуникации/связи между Арменией и Азербайджаном в частности и на Южном Кавказе в более широком смысле. Президент Мишель приветствовал шаги по восстановлению железнодорожных путей и призвал Армению и Азербайджан также найти эффективные решения для восстановления дорожных сообщений. ЕС готов поддержать развитие каналов связи, в том числе в соответствии со своим Экономическим и инвестиционным планом и за счет использования предлагаемого экономического консультативного форума для определения общих проектов. Лидеры договорились следить за итогами встречи и продолжать взаимодействие", - говорится в заявлении.

В преддверии переговоров, на которых азербайджанский и армянский лидеры, как они отметили ранее, планировали обсудить потенциальное подписание мирного соглашения, оппозиция в Армении с начала недели проводит акции протеста с призывом к жителям по всей стране устраивать митинги, вывешивать флаг сепаратистской «Нагорно-Карабахской Республики», перекрывать дороги. Самыми активными традиционно стали партии «карабахского клана» - «Айастан» экс-президента Роберта Кочаряна, а также «Честь имею» бывшего руководителя страны Сержа Саргсяна.

Накануне по итогам митингов на площади Свободы и площади Франции в Ереване оппозиция выпустила заявление, в котором, в частности, зафиксировала, что отвергает «повестку, навязанную турецко-азербайджанским тандемом», что должен быть исключен любой статус Карабаха в составе Азербайджана, кроме того, по сути выступила против разблокирования транспортно-экономических связей, делимитации и демаркации границы между Арменией и Азербайджаном, подписания с Азербайджаном документов, «препятствующих реализации права Арцаха на самоопределение без ограничений».

Еще ранее на неделе армянское оппозиционное движение «5165» во время акций протеста призвало власти Армении признать Карабах.

Могут ли требования оппозиции повлиять на армяно-азербайджанское урегулирование и что означают итоги новых переговоров Алиева и Пашиняна в Брюсселе – свою оценку «Москва-Баку» дал политолог, главный редактор журнала «Национальная оборона» Игорь Коротченко.

- По всей видимости, армянской стороне вновь не удалось продвинуть свою повестку на переговорах, я имею в виду, вопрос статуса Карабаха – вопрос, который Ереван в последние недели ставил в центр внимания в связи с подписанием мирного соглашения с Азербайджаном. Карабах - это Азербайджан и ни в каком ином ключе этот вопрос рассматриваться не может и не будет, а армянское население, проживающее в Карабахском регионе Азербайджана, как ранее и заявлял президент страны, может быть обеспечено всеми правами остальных граждан республики. Да, безусловно, Пашинян пытался продавливать эту тему в различных переговорных форматах. Премьер Армении не раз пытался разыгрывать эту карту в контактах с западными странами. Но не удалось. Нет в итоговом заявлении и упоминания о том, что переговоры о мирном соглашении должны вестись в рамках сопредседательства Минской группы ОБСЕ, а именно на этом настаивает Ереван. Но, как мы помним, официальный Баку не раз указывал: нагорно-карабахский конфликт завершен, поэтому Минская группа больше не может им заниматься. Переговоры в Брюсселе еще раз показали силу азербайджанской дипломатии. 

По итогам брюссельской встречи по сути в очередной раз были переподтверждены пункты, достигнутые ранее и зафиксированные в трехсторонних заявлениях лидерами России, Азербайджана и Армении. Сейчас достигнута договоренность о подготовке министрами иностранных дел Азербайджана и Армении проекта будущего мирного договора. Кремль сегодня приветствовал, положительно отреагировал на эти шаги. Все базовые договоренности по армяно-азербайджанскому урегулированию были  ранее зафиксированы трехсторонним заявлением лидеров России, Азербайджана и Армении. Сегодня, как мы видим, всё внимание Москвы сосредоточено на военной спецоперации на Украине, но Россия держит руку на пульсе армяно-азербайджанских переговоров. Поэтому не думаю, что на фоне прошедшей встречи в Брюсселе можно говорить о том, что Россия как-то отвлеклась от переговорного процесса и ЕС уводит у нее инициативу по окончательному установлению мира между Азербайджаном и Арменией. 

Хотелось бы верить, что Пашинян все-таки признаёт существующие в армяно-азербайджанском урегулировании реалии и будет оформлять это понимание из де-факто в де-юре. Это важно. Понятно, что у премьера Армении есть только определенное поле для маневра, как мы видим, в Армении есть те, кто против мира. Но Пашинян сумел удержаться у власти, даже после поражения Армении в войне он был вновь избран главой правительства и тем самым подтвердил свою легитимность, подтвердил, что сохраняет контроль над политической ситуацией, политическими процессами в Армении. И тем вероятнее, что он сможет объяснить своим гражданам, что те или иные решения, которые предпринимаются, пойдут на пользу самой Армении, для которой война стала национальной катастрофой, но открыла новые возможности, возможности мирного сосуществования с соседями, экономического, социального развития.

Очевидно, что сегодня в условиях военно-политической турбулентности в мире, никто из влиятельных западных игроков, таких как США, Франция, вписываться за Пашиняна на 100 процентов не будет.

В любом случае такие встречи важны, наступает новая реальность. И Пашинян должен понимать, что нормализация отношений с соседними странами дает Армении шанс выйти во внешний мир выйти с какими-то конкретными возможностями.

Что касается действий армянской оппозиции, разумеется, она преследует целью воспрепятствование мирному процессу между Азербайджаном и Арменией, выполнению трехстороннего заявления Москвы, Баку и Еревана от 9 ноября 2020 года и последующих трехсторонних договоренностей. У армянской оппозиции нет никаких ресурсов, чтобы изменить сложившуюся после Второй Карабахской войны ситуацию. Сегодня население оппозицию не поддерживает, не поддерживает реванш. Потому что люди устали, они хотят, чтобы наконец наступила спокойная жизнь, чтобы повысился уровень этой самой жизни. Они не хотят воевать. 

Да, на стороне оппозиции есть определенные финансовые ресурсы, которые обеспечивают выход на улицы в рамках специальных, искусственно созданных митингов массовки. Да, в Армении есть определенный процент населения – радикалов, буйных. В любом обществе всегда 10-15 процентов населения рассматривается как нелояльное власти, но они не в состоянии устроить революции, тем более “оранжевые”. Для их организации нужны технологии и та поддержка, которые были у Пашиняна весной 2018 года. Тогда пойти против никто на смог. У нынешней оппозиции нет возможности повторить то, что сделал Пашинян, свергнув Сержа Саргсяна. Но она сейчас пытается выжать максимум для себя чисто в политическом плане, опираясь на те реакционные силы и те настроения части армянского общества, которые настроены в пользу реванша. Но нужно понимать, что «партия войны», «карабахский клан» - это партия вчерашнего дня, это отыгранные политики. Поэтому их сегодняшние телодвижения ни на что не влияют.

Призывы же к признанию Арменией сепаратистской так называемой Нагорно-Карабахской Республики - это не более, чем колебания воздуха. Хотя и очень опасные колебания. Но кто будет признавать это сепаратистское образование? Никто не будет. Это невозможно ни в Армении, ни где-то на внешнем контуре. Оппозиция делает такие призывы от бессильной злобы. Никаких реальных рычагов воздействия у нее нет. Максимум, что они могут - спровоцировать какие-то погромы в республике, как это было после подписания трехстороннего заявления в ноябре 2020 года, столкновения с силами правопорядка, что-то пытаться штурмовать. Но это все на грани уголовных деяний, которые в конечном итоге все равно ни к чему не приведут. Ни о каком признании не может быть речи в принципе. На это не пойдет ни Пашинян, ни правящее большинство в парламенте.

Призыв к признанию – это все равно, что если бы армянская оппозиция призвала инопланетные войска вести войну на стороне армянской армии. Это из той же серии. Это не более, чем политическая клоунада. На самом деле, армянская оппозиция и сама это прекрасно понимает... Все, страница перевернута. На Южном Кавказе новые реалии.

Сегодня Россия сосредоточена на специальной военной операции на Украине. Поэтому для Москвы критически важно спокойствие на Южном Кавказе. А это подразумевает, что ни одна из сторон на Южном Кавказе не будет делать резких движений, а будет сохраняться статус-кво, исходя из понимания, что Карабахский регион – это Азербайджан. И никакого иного толкования быть не может. Это и официальная российская позиция. По-прежнему стоит необходимость выполнения сторонами трехстороннего заявления. А выполнение сопряжено с мерами политического и экономического воздействия на Ереван. Любые вылазки как армянской оппозиции, так и сепаратистов – это провокация. Важно скорейшее разблокирование транспортно-экономических путей, запуск транспортных коридоров, делимитация и последующая демаркация границы, вывод незаконных армянских вооруженных формирований. Во всяком случае здесь Пашинян может надавить на сепаратистов в Карабахе, чтобы они сидели тихо и не дергались, не устраивали провокации. Такие возможности у официального Еревана есть. Либо он мог бы, если такие провокации сепаратисты совершают, отмежеваться от них, подчеркнуть, что официально Ереван это не поддерживает и никакой дальнейшей поддержки авантюрам сепаратистов не будет.