Сортировать по
12+
Как Москва и Баку попали в историю. Комментарий Сергея Строканя (видео)

Итоги визита в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева на фоне новых рисков и новых возможностей для долгосрочного мирного урегулирования между Ереваном и Баку подводит политический обозреватель Сергей Строкань - специально для портала "Москва-Баку"

Вопрос о том, что значит для нас история, остается вечным двигателем нашего общения. Идет ли речь о людях или о государствах, история не только вызывает жаркие споры и конфликты, но и становится предметом консолидации.

При этом в отношениях между государствами - конфликтная она или объединяющая - история это не архивное прошлое в прошлом, а прошлое в настоящем.

Лучшей иллюстрацией этой старой, но не понятной всеми истины стал состоявшийся в эти дни визит в Москву президента Азербайджана Ильхама Алиева. Москва и Баку не только впервые сверяли часы после победы двух лидеров на президентских выборах этого года, но и посмотрели на двусторонние отношения и на ситуацию на постсоветском пространстве сквозь призму общей истории, в которой они были частями советского государства.

Благо случай для этого представился: 50-летие начала строительства Байкало-Амурской магистрали, проложенной в другую эпоху через Восточную Сибирь и Дальний Восток.

Напомню, что строительство БАМа стартовало в апреле 1974 года, в нем принимали участие более двух миллионов человек. Протяжённость магистрали составила 4300 километров, она пересекает три часовых пояса и шесть регионов России.

В общем, это была стройка века, причем и по тем временам, и по нынешним. Шла она в крайне сложных условиях, учитывая острую нехватку ресурсов, отсутствие у строителей необходимого опыта, суровый климат восточных широт и масштабность поставленных перед строителями задач.

Для Москвы и Баку, на этой неделе договаривавшихся о том, как актуализировать наследие прошлого, особое символическое значение приобретал тот факт, что от советского Политбюро курировал стройку Гейдар Алиев. Один из лидеров советского государства, которому после распада СССР, довелось строить уже независимое азербайджанское государство.

Казалось бы, об истории БАМа столько сказано, сняты фильмы, написаны песни, но только в эти дни мы получаем и возможность узнать малоизвестные факты о тех событиях во всей их полноте и внутреннем драматизме.

Это позволило, опираясь на свидетельства очевидцев, более развернуто и четко обозначить роль Гейдара Алиева в завершении проекта БАМа. Как сегодня выясняется, если бы не его настойчивость и управленческий талант, БАМ мог бы стать провалом или долгостроем, а вовсе не историей успеха.

Оценку роли Гейдара Алиева дал на этой неделе лично Владимир Путин, по словам которого именно Алиев-старший довел эту стройку до победного конца, когда трудности нарастали, как снежный ком. Владимир Путин счел необходимым пояснить, что если бы не было тогда у руля этого проекта Гейдара Алиева, то не было бы сегодня у России никакого БАМа.

Почему так важно говорить об этом именно сегодня?

Дело в том, что в новых независимых государствах на постсоветском пространстве, мы на наблюдаем явный или скрытый конфликт между советским наследием и сегодняшним опытом государственного строительства. Развитие в них во многом идет чрез отрицание советского опыта, но в Азербайджане ситуация принципиально иная. Модернизированный советский опыт это не балласт, а трамплин в будущее.    

Эпопея строительства БАМа позволяет уже в реалиях сегодняшнего дня, ориентируясь на лучшие примеры тех, кто создавал этот уникальный проект, двигаться дальше.

Если говорить уже о сегодняшнем дне, то масштабу и историческому значению БАМа соответствует одно из ключевых направлений российско-азербайджанского сотрудничества.

Речь о совместном участии Москвы и Баку в развитии транспортного коридора «Север-Юг» - многонационального интеграционного проекта 21-го века, в реализации которого также участвуют Иран и Индия. Если посмотреть на карту, то можно сделать вывод, что коридор «Север-Юг» соединяет Северный морской путь с Персидским заливом. Или, так скажем, может их соединить.

Москва, как и Баку, рассчитывает на то, что в проекте «Север-Юг» будут востребованы проверенные временем традиции взаимопомощи строителей БАМа. Как пояснил на встрече с Ильхамом Алиевым Владимир Путин, в ходе его реализации Россия готова предложить многим странам-партнерам выход на быстрорастущие рынки Азиатско-Тихоокеанского региона.

Проект «Север-Юг» должен стать примером международной кооперации, в то время как БАМ остается дорогой не только прошлого, но и будущего, определяющей глобальную логистику на XXI век. При этом добиться реализации новых инфраструктурных проектов можно будет только во взаимодействии с Азербайджаном.

В связи с этим, находясь в Москве, Ильхам Алиев напомнил о том, что современные российско-азербайджанские отношения основаны на дружбе, взаимопонимании, взаимной поддержке и нацеленности на результат. Сегодня Москва и Баку не только реализуют крупные транспортные проекты и активно участвуют в создании международного транспортного коридора Север - Юг, но и активно сотрудничают в экономической, политической, энергетической, гуманитарной и других сферах.

Собственно говоря, это и есть та самая постоянно обновляемая дорожная карта отношений стратегических союзников в условиях нового политического цикла в двух странах. Основа этих отношений остается неизменной на марафонской дистанции десятилетий. Однако при этом всегда появляются новые моменты, возникают новые идеи и задачи.

Учитывая это, тема юбилея БАМа и сотрудничества в новых инфраструктурных проектах не могла быть единственным вопросом в повестке российско-азербайджанской встречи в верхах.

Тем более, что в эти дни политики пытаются творить новую историю Южного Кавказа, прокладывая ее по дипломатическому бездорожью, как, наверное, это делали когда-то в глухой сибирской тайге, строители БАМа. Сейчас же приходится продираться сквозь дипломатические и политические дебри.

Посмотрим, как идет этот процесс.

Накануне переговоров в Москве знаковым событием, вызвавшим большой международный резонанс, стала достигнутая Ереваном и Баку договоренность о демаркации границы на участке четырех сел на северо-востоке Армении.

Принципиально важным можно считать то, что в ходе встречи переговорных команд на будущей границе стороны подтвердили взаимное признание территориальной целостности друг друга и особо отметили, что они создают не новые границы, а просто воспроизводят границы, существовавшие на момент распада СССР. В ходе процесса делимитации Ереван и Баку будут основываться на Алма-Атинской декларации 1991 года. Как ожидается, переговорные команды в дальнейшем согласуют порядок делимитации остальных участков границы. Это решение, ставшее возможным благодаря проявленной политической воле обеих сторон, должно заметно снизить риски в сфере безопасности на всей протяженности границы еще до подписания мирного договора, магистраль которого продолжает строиться.

Обращает на себя внимание, что уже после возвращения из Москвы Ильхам Алиев сделал важное заявление о том, что достижение мирного соглашения по базовым принципам до ноября этого года выглядит вполне реалистичным.

В ноябре в Баку пройдет Конференция ООН по изменению климата, и к этому моменту проект мирного соглашения по базовым принципам может быть готов.

На этом фоне большая стройка в регионе набирает темп.

В первом квартале этого года Баку потратил на восстановление Карабаха более 700 миллионов долларов, а с ноября 2020 года на комплексное восстановление Карабаха было выделено уже более 3 миллиардов долларов. В марте президент Алиев сообщил о переселении в Карабах более 400 человек, которые проживали там ранее, но были вынуждены бежать из родных мест. Учитывая все это, перемены должны опираться на новую договорно-правовую базу, которая становится все более востребованной. Поэтому с мирным договором затягивать нельзя.

Если же говорить о сохраняющихся немалых рисках, то и для Москвы, и для Баку они могут стать производным от состоявшейся в начале апреля в Брюсселе встречи в формате США - Евросоюз - Армения. Не только Москва, но и Баку расценивает эту встречу как попытку сыграть на обострение и провести разделительные линии на Южном Кавказе.

Выступая на конференции в Университете АДА в Баку, Ильхам Алиев обратил особое внимание на беспрецедентную встречу председателя Европейской комиссии Урсулы фон дер Ляйен, госсекретаря США Энтони Блинкена и премьер-министра Армении Никола Пашиняна. Напомним, что в постсоветской истории у западных лидеров еще не происходило таких встреч с какой-либо из бывших республик - даже с Украиной и Грузией.

Таким образом, последние события в переговорном процессе между Азербайджаном и Арменией создали новую интригу и в треугольнике Москва-Баку-Ереван. Наряду с темой БАМа, она не могла не стать одним из главных предметов переговоров президентов Путина и Алиева в Кремле.

Главный вывод: новый цикл в отношениях Москвы и Баку начинается в условиях, создающих для обеих сторон как новые риски, так и новые шансы. Необходимость реанимировать трехсторонний формат переговоров лидеров России, Азербайджана и Армении, переставший работать в условиях резкого сближения Еревана с Западом, возвращается в региональную повестку, становясь ее глобальным вопросом. В этой ситуации все теперь будет зависеть от готовности Армении творить новую историю региона своими, а не чужими руками.

Не влипать в историю, а творить историю вместе с Россией и Азербайджаном.