AZN = 33.04 RUB
USD = 56.17 RUB
EUR = 58.8 RUB
Новости дня

A
Переговоры Алиева и Пашиняна в Брюсселе. Никаких реальных шансов у Европейского Союза глобально повлиять на ситуацию нет. Мнение экспертов

Фото: President.az
Фото: President.az

Глава Евросовета Шарль Мишель накануне провел в столице ЕС Брюсселе третью очную встречу при своем непосредственном участии президента Азербайджана Ильхама Алиева и премьер-министра Армении Никола Пашиняна.

Предыдущие переговоры состоялись полтора месяца назад – 6 апреля, а до нее – 14 декабря.

Поскольку ни одна из сторон перед прошедшей накануне встречей не анонсировала ее повестку, по всей видимости, на ней происходила сверка часов в реализации договоренностей от 6 апреля. Напомним, что по итогам тех переговоров Алиев и Пашинян поручили главам МИД своих стран подготовить проект мирного соглашения, а также условились до конца апреля созвать совместную пограничную комиссию по делимитации. Однако комиссия в запланированные сроки так и не была созвана. Официальный Ереван пояснил это необходимостью уточнений. При этом на днях президент Азербайджана Ильхам Алиев на пресс-конференции в Баку по итогам переговоров с литовским коллегой заявил, что, несмотря на готовность азербайджанской стороны к встрече по этому вопросу, Ереван дважды сорвал сроки проведения комиссии по делимитации. На прошлой неделе официальный Баку и официальный Ереван подтвердили формирование национальных комиссий по вопросу делимитации границы.

Сегодня ночью после трехсторонних переговоров глава Евросовета Шарль Мишель заявил об очередном «прогрессе». Правда если сравнивать с теми договоренностями, которые были достигнуты сторонами на предыдущей встрече, как отмечают российские эксперты, не совсем ясно, в чем именно заключается прогресс. А достигнуто, по заявлению Мишеля, было следующее: первое - заседание пограничных комиссий Азербайджана и Армении по вопросам границы состоится в ближайшие дни на межгосударственной границе. Нельзя не напомнить, что вопрос важности формирования рабочей группы по делимитации был зафиксирован еще 6 месяцев назад в трехстороннем заявлении президентов России, Азербайджана и Армении по итогам трехсторонних переговоров в Сочи.

Второй пункт брюссельских договоренностей, зафиксированный Мишелем: «лидеры пришли к договоренности о необходимости продолжения работы, направленной на открытие транспортных сообщений». Новым здесь действительно, можно назвать договоренность «о транзитах между западной частью Азербайджана и Нахчываном и через территорию Азербайджана между различными частями Армении, а также принципах, которые будут регулировать международные транспортные перевозки посредством коммуникационной инфраструктуры обеих стран». «Они, в частности, пришли к договоренности о принципах пограничного управления в контексте международных перевозок, безопасности, а также таможенных пошлинах и правилах, и в ближайшие дни заместители премьер-министров продолжат эту работу», - заявил Мишель.

Третий пункт в формулировке главы Евросовета – «лидеры пришли к договоренности продолжить обсуждения относительно будущего мирного договора, регулирующего межгосударственные отношения между Арменией и Азербайджаном. В ближайшие недели делегации, возглавляемые министрами иностранных дел, продолжат данный процесс».

При этом формулировки по «статусу Карабаха» в заявлении Мишеля не было, но глава Евросовета все же решил выступить в этой связи от своего имени: «Я, обращаясь к обоим лидерам, подчеркнул, что, на мой взгляд, важно решение вопроса прав и безопасности этнического армянского населения Карабаха», - заявил Мишель.

При этом в своем заявлении Мишель зафиксировал, что «Европейский Союз вместе со сторонами будет развивать работу Экономической консультативной группы, старающейся продвигать экономическое развитие на благо обеих стран и их народов». Данное предложение было озвучено Мишелем и ранее. По-видимому, теперь оно будет претворено в жизнь.

Вместе с тем, сегодня, после брюссельской встречи, прошли отдельные телефонные переговоры главы МИД России Сергея Лаврова со своими азербайджанским и армянским коллегами.

В сообщении пресс-службы азербайджанского внешнеполитического ведомства говорится, что главы МИД Азербайджана и России «обменялись мнениями по текущей ситуации в регионе, вопросам, связанным с выполнением трехсторонних заявлений, в том числе по открытию всех коммуникационных линий в регионе, делимитации государственной границы между Азербайджаном и Арменией».

Сегодня же президент Ильхам Алиев утвердил состав Госкомиссии по демаркации границы с Арменией.

Можно ли говорить о «прорывах» на третьей брюссельской встрече президента Азербайджана и премьера Армении при посредничестве главы Евросовета - итоги переговоров анализируют российские эксперты.

82918135-680591.jpgДиректор Института политических исследований Сергей Марков:

- Ни о каких прорывах, конечно, говорить не приходится. По сути это все вопросы, которые обсуждаются очень давно. Может быть какие-то легкие движения есть, но на этом все. Никого глобального сдвига нет. Вопрос старта работы совместной комиссии по делимитации и демаркации обсуждался еще в прошлом месяце и в прошлом месяце должен был быть результат, но армянская сторона, как заявили в Баку, дважды сорвала встречи. Как мы знаем, вопрос начала процесса делимитации был обозначен еще в ноябре прошлого года по итогам трехсторонней встречи в Сочи Путина, Алиева и Пашиняна. Кстати, на прошлой неделе в российском МИД заявили о формировании со своей стороны комиссии по делимитации для посредничества между Баку и Ереваном.

Факт налицо один – Евросоюз продолжает создавать впечатление, что он - главный на сегодня посредник по урегулированию, но у него не слишком-то получается. Главная задача ЕС – продолжить миссию по выталкиванию России с позиций главного переговорщика, миротворца в разрешении карабахского конфликта. Поэтому Евросоюз пытается активничать на регулярной основе, показывая «результаты».

Евросоюз сегодня пытается маневрировать, на время спрятать проармянские настроения Франции, которая сегодня является одним из лидеров ЕС по ведению внешней политики, и представлять себя в качестве нейтрального посредника, который хочет добиться урегулирования между Азербайджаном и Арменией. Но в решающий момент эти проармянские настроения выйдут наружу. Азербайджан прекрасно это понимает и будет весьма осторожен. Он выражает максимум уважения Евросоюзу, но прямо позволить ему играть значимую роль не позволит. ЕС будет пытаться найти такую комбинацию, при которой он бы остался в армяно-азербайджанском процессе навсегда.

Россия реально заинтересована в нормализации отношений между Азербайджаном и Арменией, потому что в РФ крупнейшие азербайджанская и армянская общины. Москва заинтересована в спокойствии у своих границ, мире, сотрудничестве, развитии на Южном Кавказе. Москва хотела бы, чтобы в будущем к Евразийскому экономическому союзу присоединились новые страны. А цель ЕС – только насолить России. У РФ и ЕС абсолютно разные мотивации.

Многие задаются вопросом, почему последняя трехсторонняя встреча при посредничестве Владимира Путина прошла в ноябре прошлого года. Россия работает на армяно-азербайджанском направлении, но сегодня все внимание Москвы приковано к Украине. И то, что после таких трехсторонних встреч глава МИД России созванивается со своими азербайджанским и армянским коллегами говорит о том, что Москва держит руку на пульсе.

Заявление Шарля Мишеля по итогам трехсторонней встречи – на мой взгляд в очередной раз показывает, что именно Азербайджан в этих переговорах выступает с сильных позиций. Мы это видели и ранее. То есть никаких провокационных формулировок, которые могли бы не понравиться официальному Баку. Напомню, премьера Израиля Ариэля Шарона сравнивали с «бульдозером», хотел бы и здесь сделать такое сравнение – президент Азербайджана – это бульдозер. Он поставил цель и он ее добьется, он мирно спокойно продвигается вперед и ни у кого нет никаких сомнений в том, что весь Карабах в конечном итоге вернется под полный легитимный суверенитет Азербайджана. Это точно будет. Для этого есть мощные дипломатические ресурсы, мощная армия. Азербайджан, если надо, готов провести и Третью Карабахскую войну и полностью вернуть под свой контроль всю оставшуюся территорию, но пока предпочитает делать это не военным путем, а путем дипломатического давления.

Даже в формулировке пресс-службы Пашиняна по итогам трехсторонних переговоров нет формулировок по армянам Карабаха или «статусу». Конечно, на этом настоял Ильхам Алиев. А то, что Шарль Мишель взял на себя заявление о «правах и безопасности этнических армян Карабаха» - тоже формулировка мягкая. Поднять этот вопрос, несомненно, попросил Никол Пашинян. Они скорее всего действовали более-менее слаженно.

В целом своим заявлением, думаю, Евросоюз признаёт – Карабах является частью Азербайджана. При этом намекает также на особый статус карабахских армян. Армения пытается добиться того, чтобы Карабах получил высочайший уровень автономного статуса. Чтобы эта территория даже в составе Азербайджана обладала чуть ли не независимостью. Но этого никогда не будет, Азербайджан на это никогда не пойдет. Поскольку именно сепаратистские тенденции в свое время привели к трагедии – нагорно-карабахскому конфликту. Азербайджан так рисковать не будет. И Ереван завязывает переговоры о мирном соглашении с Азербайджаном на статусе армянской общины Карабаха. Пусть в заявлении пресс-службы Пашиняна это не зафиксировано, но на регулярной основе Ереван поднимает этот вопрос в узкой или более широкой интерпретации.

В любом случае, мы пока не видим глобальных результатов в переговорах между Азербайджаном и Арменией при посредничестве ЕС. И если Армения по факту, говоря одно, а на практике, делая другое, не пойдет на азербайджанские условия по статусу Карабаха, Азербайджан с высокой вероятностью может просто не продлить договоренности с Ереваном. В результате российские миротворцы уйдут из региона, а азербайджанская армия вернет себе подконтрольные на данный момент армянским сепаратистам территории.

0b1c23b145e7112cda198ebdbebb0ebf.jpgЭксперт Российского совета по международным делам Алексей Фененко:

- Отсутствие прорывов на переговорах в Брюсселе, а также сам факт продолжение курирования Евросоюзом таких переговоров свидетельствует о том, что Пашинян снова выбрал тактику затягивания реализации договоренностей. Что мы видим, каждый раз ЕС по итогам трехсторонних переговоров фиксирует по сути одни и те же вопросы. Ну есть какие-то относительные подвижки. Но в глобальном смысле их нет.

Пашинян чувствует за собой поддержку Европейского Союза и, в частности, Франции. Они его традиционно кормят несбыточными обещаниями, подпитывают надежду на какой-то реванш или политически выгодное ему урегулирование.

Как только Европейский Союз в лице Франции перестанет поддерживать Армению, Пашинян сразу же станет более компромиссным.

Алиев на прошлой неделе как раз сказал, что Ереван дважды сорвал договоренности по проведению первого заседания комиссии по делимитации. И это не удивительно. Армяне сейчас почувствовали новую геополитическую ситуацию. Они считают, что Россия на Украине слишком крепко занята, что Европейскому Союзу против России нужен новый форпост на Кавказе. В Ереване считают, что в новых международных условиях время работает на них, что он станет очень ценным партнером Запада. И надеются, что если они будут ЕС и НАТО просить о поддержке, они им его окажут. Поэтому стараются топить любые переговоры с Азербайджаном.

При этом на Западе хотят пользоваться Арменией, традиционно максимально оторвать ее от России – это сверхзадача. Показать, что Европейский Союз и, в частности, Франция - для Армении лучшие партнеры, чем Россия. Поддержать на этом фоне более прозападный элемент армянских элит и таким окончательно рассорить Москву и Ереван. Но реально помогать Армении военным путем Запад не собирается.

Глава Евросовета заявляет о прогрессе на переговорах. Эти переговоры, на самом деле, показали, что никаких реальных шансов у Европейского Союза повлиять на ситуацию нет. Они надеялись на то, что у них сейчас будут все шансы без России, что они сейчас уладят всё сами – даже лучше, чем это сделала Москва осенью 2020 года. Но вот не получается у них это сделать. И это ответ тем, кто считает, что Россия не дорабатывает на этом направлении, пока ЕС активничает, посредничает. Мы видим простой факт – без России ничего не получится.

Формулировки принятого в Брюсселе очередного заявления снова говорят, что Баку выступает с сильных позиций. В заявлении мы не видим формулировки «статус Карабаха», как не видели ее и в предыдущих заявлениях. Ее нет даже в заявлении пресс-службы правительства Армении, распространенном по итогам переговоров. В нем содержится формулировка «нагорно-карабахское урегулирование». И никакого «статуса Карабаха» и даже «прав и безопасности карабахских армян». Алиев пресекает провокационные формулировки, подчеркивая тем самым, что для Азербайджана это неприемлемо.

А вот Мишель в своем итоговом заявлении от своего имени, а не от имени Алиева и Пашиняна, аккуратно подчеркивает важность «прав и безопасности этнического населения Карабаха».

Думаю, пока Азербайджан настроен на мирный диалог, если Армения будет до бесконечности затягивать выполнение договоренностей, юлить, то рано или поздно может повториться ситуация 2020 года. К сожалению, Армения так и не извлекла уроков из Второй Карабахской войны. Там всё еще надеются, что кто-то из Вашингтона или Парижа позвонит в Баку и надавит. Но они не поняли, что мир изменился и что ни Баку, ни Анкара не собираются отступать и никто из западных столиц такие вещи говорить им не собирается.