AZN = 49.53 RUB
USD = 84.19 RUB
EUR = 92.34 RUB
Новости дня

A
Как потенциальное улучшение отношений между Россией и США может сказаться на регионе Южного Кавказа. Мнение эксперта

Как потенциальное улучшение отношений между Россией и США может сказаться на регионе Южного Кавказа. Мнение эксперта

Нана Хоштария    "Москва-Баку"
21.02.2025 15:00

/upload/iblock/0f7/0f77e8651ba4fdd359b268b5197fb4cd.jpg

Программный менеджер Российского совета по международным делам Милан Лазович – в интервью «Москва-Баку» прогнозирует, как потенциальное улучшение отношений между Россией и США может сказаться на регионе Южного Кавказа.

цуфым.jpg-Милан Светиславович, cегодня в Саудовской Аравии прошел первый раунд переговоров между российской и американской сторонами по вопросу восстановления отношений. На ваш взгляд, если отношения России и США наладятся в той или иной степени, в перспективе, допустим, будет урегулирован кризис вокруг Украины, как это может отразиться на ситуации на Южном Кавказе? Мы видели, что произошло на Мюнхенской конференции по безопасности. Громкое заявление вице-президента США Вэнса по сути анонсировало раскол между Соединенными Штатами и ЕС и геополитические изменения…

-Полагаю, что при благоприятном развитии событий, то есть нахождении взаимных точек соприкосновения между Россией и США, в первую очередь по украинскому кризису, все внимание Вашингтона (если говорить о постсоветском пространстве) будет преимущественно сосредоточено на этом.

Если говорить о Южном Кавказе, то данный регион не является для Трампа приоритетным, и вряд ли он будет уделять ему пристальное внимание, несмотря на значимые геополитические процессы, которые сегодня происходят в регионе.

В противовес позиции США и наперекор ей Евросоюз напротив – с большой долей вероятности усилит свое внимание к региону Южного Кавказа. Следует отметить, что существуют как отдельные страны, такие как Франция, которые заинтересованы в своем более широком влиянии на регион, так и Евросоюз в целом, фокус внимания которого распространяется на регион, за счет имеющихся ресурсов, возможности в той или иной степени также по-прежнему играть против России на этом поле. Кроме того, мы знаем, что европейская бюрократия сильно идеологизирована, в отличие от той же новой администрации Соединенных Штатов Америки. И с точки зрения все большего вовлечения в орбиту влияния своей неолиберальной идеологии Евросоюзу в регионе наиболее интересны Армения и Грузия, даже несмотря на период охлаждения отношений между Тбилиси и Брюсселем. Разные методы сближения с Арменией и Грузией, продвижение своего влияния на них продолжатся.

С Арменией для Евросоюза ситуация складывается наиболее благоприятно. Недавно парламент Армении утвердил законопроект о начале процесса вступления страны в ЕС. Власти Армении заинтересованы в присоединении страны к Евросоюзу, даже несмотря на то, что Россия на регулярной основе предупреждает Ереван о том, что такой шаг будет означать автоматический выход Армении из Евразийского экономического союза, поскольку одновременное пребывание в данных структурах невозможно. И ЕС, безусловно, будет работать над расширением в Армении деятельности своих неправительственных организаций, а также продолжать в той или иной степени интенсивные контакты на высшем политическом уровне.

Что касается Азербайджана, то диалог между Баку и ЕС, отдельными странами Евросоюза в последнее время характеризуется как непростой. Азербайджан очень недоволен политикой двойных стандартов Запада и на регулярной основе его критикует. Вместе с тем рабочие контакты будут продолжаться.

При этом руководство Азербайджана неоднократно выражало надежды на то, что с приходом к власти Трампа в США отношения между Баку и Вашингтоном, которые при Байдене достигли, по оценке азербайджанского президента Ильхама Алиева, низшей планки, наладятся.

То, что при Байдене отношения Вашингтона и Баку достигли низшей точки, связано с той самой идеологизированностью американских демократов. В администрации Байдена это было очень сильно выражено и вредило диалогу, в частности, c Азербайджаном.

Складывается впечатление, что с администрацией Трампа властям Азербайджана намного проще работать, потому что налицо схожие подходы в политике. Трамп настроен на конструктив, на экономическую выгоду. Его не интересуют вопросы идеологий. То же самое можно сказать о президенте Азербайджана Ильхаме Алиеве. Оба лидера – крепкие государственники, которые настроены в первую очередь на реализацию интересов своей страны. Исходя из этого, они выстраивают свою внешнюю политику. Поэтому им будет намного проще найти общий язык.

Нужно сказать, что, кроме того, негатив между Баку и Вашингтоном при Байдене был усилен в свете активной поддержки США Армении. Это, естественно, не могло не быть замечено Азербайджаном.

Трамп к тому же ликвидировал такую заидеологизированную структуру, как USAID, которая оказывала активную "помощь" в том числе и Армении. Этот шаг способствует устранению дополнительных раздражителей, которые были в отношениях между США и Азербайджаном.

В целом, громкое заявление вице-президента США Вэнса на Мюнхенской конференции по безопасности анонсирует пересмотр отношений между Соединенными Штатами и ЕС, фиксирует серьезный раскол и кризис между ними. Речь Вэнса можно назвать революционной. Давно не приходилось наблюдать такого существенного раскола в западном лагере. И раскол этот налицо. Вэнс прямо заявил о кризисе в Европе и вместо сплоченности, на которую рассчитывали в ЕС, открыл перед Европейским Союзом неприятную для него реальность и не очень приятное будущее нового геополитического расклада. В то время, как европейцы продолжают жить идеологией, иллюзиями, своим построением мира, Вашингтон при Трампе стал реально смотреть на вещи, опираться преимущественно на realpolitik. И это оказалось холодным душем для европейцев. Это видно по реакции функционеров ЕС, отдельных европейских лидеров, председателя Мюнхенской конференции по безопасности Кристофа Хойсгена, который, говоря о неоправдавшихся ожиданиях, даже пустил слезу.

-Насколько у США будет получаться выдавливать, поглощать, менять старые представления Евросоюза, противостоять им и наоборот – у ЕС противостоять логике Трампа?

-На данный момент сложно давать конкретные прогнозы, но объективно у США больше ресурсов, чтобы координировать политику западного мира. Cоединенные Штаты – это во многом локомотив Запада и эту роль при Трампе будет усилена. Трамп – сильный лидер, который привык добиваться своего. Вместе с тем, Евросоюз не отступит от своих позиций. Они будут продолжать проталкивать, провозглашать свои подходы. Соответственно, скорее всего мы будем наблюдать за противостоянием США и ЕС. Но в конечном счете вероятнее всего часть сил в Европе примкнет к более рационалистскому подходу Соединенных Штатов.

Мир на пороге изменений, на пороге того, чтобы, возможно, быть более конструктивным. Но пока об этом можно говорить исключительно с осторожным оптимизмом. Начало многообещающее, а что будет дальше – нужно смотреть по факту, всегда возможны неожиданные виражи.

-Появятся ли у России какие-то дополнительные возможности в политике на Южном Кавказе при улучшении отношений с США?

-Разве что с точки зрения отсутствия интереса США к Южному Кавказу и деструктивной политики Вашингтона в регионе. В этом смысле станет, конечно, попроще с точки зрения внешнего вмешательства в дела региона. Однако такую свою политику в регионе, как я и сказал, вполне вероятно продолжит ЕС.

Россия же всегда придерживается позиции необходимости достижения прочного и стабильного мира на Южном Кавказе, заинтересована в поддержании конструктивных отношений, основанных на взаимоуважении, со всеми государствами региона, выступает за региональное сотрудничество по всем направлениям и решение всех региональных вопросов исключительно региональными игроками. Мы открыты к диалогу со всеми государствами Закавказья: готовы открыто и прозрачно решать все возникшие проблемы с Азербайджаном, готовы к диалогу с Арменией и с Грузией. И будем особенно смотреть на то, как продолжит выстраивать свои отношения с Евросоюзом Ереван, как будет идти процесс сближения Армении с ЕС, насколько быстрым и глубоким он будет. Это имеет большое значение для нас и для будущего всего региона. На этом фоне полагаю, что условное сидение Армении на двух стульях – между Россией и ЕС – продолжится, поскольку такая тактика отвечает интересам Республики Армения. Ведь ее членство в ЕАЭС приносит Армении большую экономическую выгоду, углубление контактов с Евросоюзом также весьма выгодно, ведь оно подразумевает в том числе политическую поддержку руководства Армении, сотрудничество в сфере безопасности и поставок вооружения, по другим направлениям. Поэтому Ереван пока продолжит извлекать выгоду из такой своей политики многовекторности.