В послужном списке российского оперного исполнителя Александра Касьянова внушительный перечень ролей, участие в международных конкурсах и фестивалях, сотрудничество с Государственным академическим театром «Московская оперетта», Мариинским театром, Большим театром России и гастроли по всему миру. Недавно он впервые побывал в Баку, где принял участие в культурно-просветительском проекте «Русский язык: читаем, слушаем, смотрим в странах СНГ», организованном Министерством культуры РФ. После состоявшегося в Международном центре мугама концерта исполнителей из России корреспондент «Москва-Баку» побеседовала с Александром Касьяновым, который рассказал, какую роль в его творческой жизни сыграли Мстислав Ростропович и Галина Вишневская.
- В Баку вы приехали в рамках проекта «Русский язык: читаем, слушаем, смотрим в странах СНГ». Расскажите о своей миссии, в чем она заключается и как музыка способна привить любовь к русскому языку?
- Основной идеей создания данного проекта является укрепление культурно-гуманитарного сотрудничества со странами постсоветского пространства. Участники проекта успели побывать в Таджикистане, Узбекистане и вот теперь мы в Азербайджане. На днях в Азербайджанском университете языков прошел мастер-класс по актуальным вопросам преподавания русского языка как иностранного, который провела профессор Государственного института русского языка имени А.С. Пушкина Ирина Лешутина. Затем в Международном центре мугама и Русском доме в Баку состоялись концерты солистов Большого театра России, а также организована выставка «Стенография чувств. Лев Толстой и музыка». Думаю, бакинцам понравилась наша культурно-просветительская программа. Что касается музыки, я убежден, что этот язык искусства самый понятный и доступный для всех. На концертах в Баку мы с коллегами по сцене Ольгой Селиверстовой и Марией Оселковой исполнили русские романсы и арии на стихи Пушкина.
- Вы объездили с гастролями полмира, а в Баку побывали впервые. Поделитесь впечатлениями от города.
- Несколько раз я планировал приехать в Баку, но каждый раз по независящим от меня обстоятельствам поездка срывалась. Репетиции, гастроли, выступления… И вот наконец мне удалось увидеть этот прекрасный город. Мне нравится все: уютные улочки Старого города, великолепный Приморский бульвар, вид на Каспий. Баку оказался весьма колоритным и интересным. В нем удивительным образом перекликается Восток и Запад. Минареты, мечети, архитектурные дома и рядом высотные сооружения необычной конструкции. Очень красиво и необычно! Я открыл для себя совершенно иной Азербайджан - светскую страну, которая семимильными шагами движется вперед, не теряя при этом своей идентичности, своих традиций и обычаев.
- Вы закончили Государственное музыкальное училище имени Гнесиных и Российскую академию театрального искусства (ГИТИС). В каком возрасте осознали, что хотите выступать на оперной сцене?
- Я рос в музыкальной семье. Мои родители были артистами хора. Отец Иван Константинович выступал в Краснознаменном ансамбле имени Александрова, а мама Лариса Эммануиловна — в Государственном академическом русском хоре имени Свешникова. Оба закончили Гнесинку, где и познакомились. Поэтому в нашем доме всегда звучала музыка. Естественно, вопроса кем я стану, когда вырасту, даже не возникало. Будучи ребенком, я знал, что буду петь. В 16 лет я поступил в Государственное музыкальное училище имени Гнесиных, которое окончил с отличием. Затем был ГИТИС. В 21 год я стал солистом Государственного академического театра «Московская оперетта», где исполнял ведущие партии.
Есть такое выражение — «служить театру». Не работать, не петь, а именно служить. Мне кажется, это очень правильное определение нашей профессии. Артист — это не только цветы и овации, но и титанический труд, долгие репетиции, дисциплина и саморазвитие. Поэтому артисту нужны крепкие нервы, определенная упертость и желание учиться, набираться опыта. А самое главное — артист должен безумно любить свою работу.
- Вы стажировались в Центре оперного пения Галины Вишневской. Какими вспоминаете те годы?
- Я оказался в первом наборе Центра оперного пения Галины Вишневской. Галина Павловна только вернулась в Россию и тогдашний мэр Москвы Юрий Лужков выделил ей помещение под организацию первой Оперной школы. Центр стал ступенью между консерваторией и театром, в которой так остро нуждаются все оперные театры мира. Мастер-классы в нем проводили такие корифеи мирового искусства как бакинец маэстро Мстислав Ростропович, режиссеры Борис Покровский и Петер Штайн, дирижеры Зубин Мета, Риккардо Мути, певцы Тереза Берганца, Мирелла Френи, Пласидо Доминго, Паата Бурчуладзе, Деннис О’Нилл, Томас Хэмпсон. После учебы многие выпускники Центра стали солистами крупнейших театров России.
Галина Павловна была строгим и очень требовательным преподавателем. У нее было тяжелое детство, сложная судьба, она пережила блокаду Ленинграда и эмиграцию. Галина Вишневская считала, что артист не имеет права размениваться по мелочам и должен ценить каждый миг. Если замечала, что кто-то из студентов ленится или несерьезно относится к учебному процессу, то ему было несладко. Вишневская всегда была прямолинейной: «Вам здесь не детский сад! Если хотите стать настоящими артистами, придется пахать и пахать! И никакой жалости к себе любимым». Мы, студенты, всегда к ней прислушивались и не осмеливались даже возражать. Ведь для нас она была великой Вишневской!
- Интересно, а каким учителем был Мстислав Ростропович?
- Он был гениальным человеком, необыкновенной личностью, великим музыкантом. Ростропович обладал потрясающей жизненной энергией. Он мог работать практически 24 часа в сутки. Если ему нужно было передохнуть, он спал 15-20 минут и дальше принимался за работу. Мстислав Леопольдович был балагуром, любил рассказывать интересные истории о своих не менее великих знакомых и друзьях, которых у него было предостаточно. Но в процессе работы он сосредотачивался только на музыке. Он точно знал, как именно должно звучать произведение и требовал от музыкантов и артистов следовать его интерпретации. И всегда оказывался прав. Когда репетиция заканчивалась Мстислав Леопольдович продолжал балагурить и шутить. Ростропович был веселым гением, которого любили не только за его талант, но и за жизнерадостный характер. На концертах осыпали овациями и цветами. Помню, как на каждый юбилей ему приносили огромный букет от Араса Агаларова, с которым Ростропович был очень дружен. Ростропович сыграл особую роль в моей музыкальной жизни и я всегда буду считать его своим Учителем.
Помню, как однажды мы ходили на теплоходе с большой музыкальной программой. Отдыхали на палубе и Ростропович рассказывал нам очередную забавную историю. Я спросил его: «Мстислав Леопольдович, интересно, а на скольких языках вы говорите?». Он сделал паузу и засмеялся: «На всех!». И он был прав. Потому что он говорил со своими зрителями из разных стран на одном, понятном всем языке - универсальном языке Музыки. Она объединяет, наполняет нашу жизнь яркими красками эмоций независимо от того, исполняешь ли ты сам музыкальное произведение или являешься зрителем. Музыка интернациональна, она способен расширять границы и сближать народы, не требует переводчика и понятна каждому человеку.
- На протяжении 10 лет вы выступаете на сцене Большого театра. Мечтали ли вы в детстве о том, что однажды выйдете на сцену одного из самых прославленных брендов России?
- Конечно. Помню, как перед сном много раз думал об этом, представлял себе как я выхожу на сцену и пою. Как это модно говорить сейчас, визуализировал свое будущее. И у меня получилось! Мне кажется, что каждый оперный исполнитель мечтает хотя бы раз оказаться на сцене Большого театра. Ведь это не только усердная работа, но и огромное удовольствие - сотрудничать с настоящими профессионалами своего дела. И, безусловно, служение театру - это огромная ответственность. Нужно постоянно работать над собой, совершенствовать себя, репетировать, не расслабляться и двигаться вперед. Мы работаем большой слаженной командой - артисты, режиссеры, музыканты, гримеры, костюмеры, звукотехники. И каждый из нас вкладывается в работу на все 100 процентов. От этого зависит успех спектакля и то, как его примет зритель. Ведь все, что мы делаем — делаем для зрителя.