Экономист Михаил Беляев в интервью «Москва-Баку» комментирует договоренности лидеров Азербайджана, Армении и США по разблокированию транспортно-экономических связей между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения, передачу транспортного пути на армянской территории на 99 лет под контроль американской стороны и как в этой связи может развиваться ситуация в регионе.
-Как можете прокомментировать ситуацию с вашингтонскими договоренностями лидеров Азербайджана, Армении и США по вопросу транспортного пути?
-Я поддерживаю заявление официального представителями МИД России Марии Захаровой о том, что встреча лидеров Азербайджана, Армении и США в Вашингтоне может заслуживать положительной оценки и вызывает надежды, что она помогает продвижению мирной повестки.
Парафирование мирного соглашения Азербайджаном и Арменией после более чем 30 лет конфликта – это серьезное событие. Конечно, на пути к окончательному подписанию мирного договора об установлении межгосударственных отношений между Азербайджанской Республикой и Республикой Армения предстоит много важных событий и вызовов. Пока нет ясности, когда именно начнется реализация проекта транспортного пути между основной частью Азербайджана в его Нахчыванскую Автономную Республику через армянскую территорию – в новом варианте «Маршрут Трампа во имя международного мира и процветания».
В идеальной картине мира прокладка транспортных путей между Азербайджаном и Арменией подразумевает участие и других игроков и охватывает другие регионы. Речь идет о том, что согласованный между Азербайджаном и Арменией транспортный путь в перспективе может стать частью международного транспортного коридора «Север-«Юг». После того, как в идеале после нормализации армяно-азербайджанских отношений будут налажены отношения между Арменией и Турцией и между двумя этими странами будут открыты границы, это также будет выгодно для разных игроков.
Для Азербайджана также важно иметь прямую связь со своим эксклавом Нахчываном, а оттуда – транспортную связь с Турцией. Для Армении, заблокированной десятилетиями между другими странами в связи с карабахским конфликтом, получение транспортного пути и потенциальное разблокирование границ с соседями принесет экономическую выгоду.
В то же время нельзя не отметить, что договоренность между Арменией и США о контроле на 99 лет американской стороной, американской компанией данного транспортного пути, его инфраструктуры, является очень неоднозначной для многих региональных игроков. И этот фактор будет сильно влиять на дальнейшие процессы в регионе. По данным СМИ, американская сторона будет забирать 40 процентов дохода от сотрудничества с Арменией по данному транспортному пути. Армения же по данным средств массовой информации будет получать только 30 процентов. Кроме того, есть информация о том, что транспортный путь будут контролироваться представители американской ЧВК. И это может быть для многих раздражающим фактором. Тегеран уже озвучивает опасения в этой связи. Всем региональным игрокам нужно понимать, что будущее в связи с американским присутствием в регионе, объективно говоря, имеет своим риски. Власть в США может в будущем меняться, интересы американского «глубинного государства» будут оставаться прежними.
Понятно, что, допустим, для Азербайджана было важным любыми средствами добиться открытия данного транспортного пути. Здесь он преследует экономические цели и борется за справедливость – иметь доступ к своему эксклаву. У Еревана по этому направлению свои цели: привлечь в регион США, западные силы, это была задача Пашиняна как ставленника Запада. Он своей цели добился. Пойдет ли это на пользу Армении? Другой вопрос. Позитивность такого подхода вызывает вопросы.
И все же отмечу, что встречи в Вашингтоне и подписанные там документы обещают долгожданный мир в регионе, за что последовательно выступала и выступает Россия. Москва, кстати, ранее неоднократно заявляла, что только позитивно оценит урегулирование отношений между Азербайджаном и Арменией любым посредником. Главное, чтобы этот посредник имел искренние, а не корыстные цели.
Стоить вспомнить, что именно при посредничестве России в ноябре 2020 года между лидерами Азербайджана и Армении при участии российского президента было подписано трехстороннее Заявление, завершившее вторую Карабахскую войну и открывшее двери для урегулирования конфликта. Одним из пунктов данного исторического документа была необходимость обеспечения Республикой Армения транспортного доступа для Азербайджана к его эксклаву Нахчывану через армянскую территорию. Контролировать данный коридор согласно документу, должны были сотрудники ФСБ России. Для реализации данного пункта документа была создана рабочая группа на уровне вице-премьеров трех стран. После того, как по сути принципы реализации разблокирования транспортно-экономических связей между Азербайджаном и Арменией были достигнуты при участии России, Ереван впоследствии отказался их выполнять. И сейчас премьер Армении делает довольно своеобразные заявления о том, что России предлагалось участвовать в реализации данного транспортного пути, но, дескать, это не вызвало интереса со стороны Москвы, а вот со стороны Трампа вызвало особенный интерес. В целом, такие тезисы вряд ли имеют под собой основания, учитывая, что пункт о разблокировании четко прописан в трехстороннем Заявлении от 9-10 ноября 2020 года. На днях же Пашинян откровенно заявлял (и делал это и ранее), что Ереван не устроила позиция Москвы по транспортному пути. В этой связи объективности ради можно сказать, что менее раздражающим фактором было бы привлечь какую-то более нейтральную силу, чем американцы, для контроля над данным транспортный путем.
Сейчас пока ничего нельзя сказать наперед, какие вызовы ждет ситуация с реальной реализацией на практике проекта транспортного пути. И вопрос далеко не в экономике, а в политической составляющей и реакции на американское присутствие региональных игроков. Все это довольно тонкие материи. И вызовы однозначно будут. В качестве примера – хотя бы явное неудовольствие Ирана в связи с достигнутыми договоренностями. Поэтому «идеальная картинка» коллективного взаимодействия на практике будет сложно достигаться, с серьезными шероховатостями. С теми самыми «отягощающими» политическими составляющими.
-Россия и США ищут пути сближения, нормализации двусторонних отношений. Вот сейчас, 15 августа, ожидается встреча Путина и Трампа. С учетом данного фактора тяготения к нормализации, могут ли Москва и Вашингтон как-то применить данную схему на взаимодействие на Южном Кавказе?
-В той ситуации, которая сегодня наблюдается между Москвой и Вашингтоном и той, которая сложилась при участии США на Южном Кавказе (в зоне интересов России) приходится констатировать факты произошедшего, в частности, договоренность Баку, Еревана и Вашингтона по транспортному пути. И исходя из этой данности Россия и будет действовать дальше. Считаю, что РФ в данной ситуации вероятнее всего будет действовать спокойно и стараться развиваться свои стратегические экономические интересы с партнерами на Южном Кавказе, в Каспийском регионе и далее. Это было бы самым логичным, правильным решением. Понятно, что рассчитывать на какие-то очень хорошие отношения России и США не стоит. Для России – Южный Кавказ – это сосед и стратегический интерес, географию не поменяешь, а для Трампа – проект в Закавказье –это стремление заработать политические очки и бизнес, транспортный коридор – это бизнес. Поэтому и важно, чтобы РФ продолжала, стимулировала экономические проекты с Южным Кавказом, в том числе глобального характера, каковым является МТК «Север-Юг». И такой подход объективно действительно будет способствовать развитию всего региона. РФ не будет сторонним «стрелочником» отдельного транспортного пути, а будет полноправным, важным, неотъемлемым участником процессов в Закавказье. Нам есть, что предложить Азербайджану, Армении и есть что от них получить на взаимовыгодной основе. Так что это не односторонний, а взаимовыгодный, взаимодополняющий интерес, в этом направлении можно очень здорово выиграть. Не только для России, а для всего региона. В международных отношениях нужно осуществлять умные шаги, ориентированные на укрепление сотрудничества и позитив. Особенно если мы говорим о таком небольшом регионе, как Закавказье. Мы должны сотрудничать.