AZN = 55.05 RUB
USD = 93.59 RUB
EUR = 99.79 RUB

Режиссер фильма «Экипаж» Николай Лебедев: Не только война дает возможность человеку проверить на что он способен

Наталья Саляхова, "Москва-Баку"
09.05.2016 15:27


Режиссер кинофильмов «Звезда», «Легенда №17» «Экипаж» Николай Лебедев рассказал корреспонденту «Москва-Баку» о том, что фильмы о войне – это, в первую очередь, истории о людях, попавших в сложные жизненные ситуации. Его интересует не экшен, а поведение героя в разных обстоятельствах. Об этом Николай Лебедев и снимает кино. Неважно кто перед зрителем: военный, спортсмен или летчик гражданской авиации – это всегда человек с честью преодолевающий самые непростые испытания.

- В 2002 году вы сняли фильм «Звезда». Как случилось, что вас заинтересовала тема - человек на войне?

- Меня привлекла простая человеческая история. Она очень пронзительная, взволновала меня до дрожи и держит по сей день. Я высказал в «Звезде» то, о чем не мог молчать. В этом фильме показаны люди, которых мне в жизни не хватает, я тоскую по ним. Это тоска по тем, кто ушел, чтобы остаться на поле боя навечно - мальчишкам, не вернувшимся домой… Мои дядя и дедушка погибли на войне. Дедушке было 40 лет, а дяде 19, и его тоже звали Николай Лебедев. Для меня это очень личный рассказ, касающийся истории моей семьи.


- Как сегодня кинематографу следует «подавать» события той страшной войны, чтобы они были понятны новым поколениям, которые, может быть, не готовы воспринимать страшную правду тех лет?

- Здесь существует только один подход – искренность, честность и собственные ощущения. В таких работах не может быть никакого расчета в надежде получить от зрителя то-то и то-то...

- Слышу иногда такую фразу: «Смогло бы нынешнее поколение выиграть ту войну, ведь это были совсем другие люди»… Как вы считаете, действительно ли существует большая разница между поколениями или так рассуждать нельзя в принципе?

- Вспомним строчки из стихотворения Лермонтова «Бородино»:

Да, были люди в наше время,

Не то, что нынешнее племя:

Богатыри — не вы!

На самом деле, это вечный разговор. Посмотрите, приходят новые поколения, и они находят в себе силы для того, чтобы отстаивать свои идеалы. Перед каждым поколением ставятся свои проблемы, свои вызовы. Я бы не стал всех стричь под одну гребенку.

Все-таки я очень надеюсь, что те страшные события никогда не повторятся. Пусть сражения происходят на теннисных кортах, на ледовых аренах, за шахматными партиями. Пусть люди меряются азартом, энергией, воображением. Но ни в коем случае, не физической силой на поле брани.

Обвинять каждый раз последующие поколения в том, что они недостойны предыдущих - несправедливо. Любое поколение может себя проверить нормальной человеческой жизнью. Как раз об этом я снял картину «Экипаж».

- Вам интересно показывать, как человек может проявить себя в экстремальной ситуации?

- В экстремальной ситуации многие могут собраться, сконцентрироваться. Самое большое достижение сегодня оставаться порядочным человеком. Вызовы времени таковы, что это не так-то просто бывает сделать.

На самом деле в обществе есть огромное количество достойных людей. Они не всегда на виду, им непросто выживать, но они есть. Сильные, мощные и яркие в повседневной жизни, не требующей внешнего героизма. Не только война дает возможность проверить человека на что он способен.

- Обратила внимание, вас привлекает такое качество как сила духа. Фильм «Легенда №17» ведь именно об этом – человек должен научиться преодолевать себя. Я права?

- Человек, прежде всего, должен оставаться человеком, какие бы обстоятельства жизнь ему не предлагала. Двигаться к хорошему и светлому. «Легенда №17» - история взросления, самореализации. На этом пути все очень непросто. Каждый, проходя через этапы взросления и движения к своим человеческим целям, сталкивается с болью и обидой, непониманием. Очень важно чувствовать куда ты движешься, понимать, ради чего ты все это делаешь. Если хочешь сделать мир лучше, то рано или поздно сможешь найти свое призвание. Фильм про это.


- О чем бы вы хотели снять следующее кино?

- Буду продолжать снимать кино о настоящих людях. Мне очень неприятно видеть, когда на экране появляются антигерои и занимают главенствующее место. Я считаю, что это неправильно. Во все века искусство воспевало прекрасное, мудрое, сильное. Обращалось к вечным ценностям. Даже в самые сложные времена художники пытались найти что-то светлое в человеке, а не темное. А если находили мрачное, то пытались подсказать, как с этим справиться. Назначение искусства – показывать путь к свету и совершенству, а не ко дну.

- Вас устраивает сегодня качество российского кинематографа или хочется что-то кардинально изменить?

- Мне хотелось бы видеть жизнеспособный и яркий кинематограф. Но я не хочу никому ничего навязывать: иду своим путем и, надеюсь, мои коллеги тоже двигаются своим. Рано или поздно должна образоваться связь со зрителем, которая была утеряна в силу объективных причин: кинематограф и кинематографическое производство были разрушены.

В конце концов, мы сможем вернуть те позиции, когда зритель шел в кино, не для того, чтобы его поддержать из патриотических побуждений поддержать отечественный кинематограф, а просто посмотреть фильм.

- Какие фильмы о Великой Отечественной войне вам кажутся наиболее удачными?

- Я не сужу их по такому признаку. Нет фильмов о войне, есть хорошее и плохое кино. У нас немного «перекручено» восприятие подобных фильмов. Мы снимаем истории о людях, попавших в сложные ситуации и пытающиеся противостоять страшному военному молоху. «Летят журавли», «Баллада о солдате», «Белорусский вокзал» - они именно такие. Меня потряс фильм Стивена Спилберга «Список Шиндлера», я его пересматривал несколько раз.

Мне очень нравится творчество Валерия Тодоровского: как он мыслит, как делает свои картины. 

Многого в последнее время, признаюсь, не видел. Был занят съемками. Поэтому мне трудно сейчас судить о кинокартинах, но я в ближайшее время хотел бы наверстать упущенное – посмотреть новые российские фильмы.